Пожалуй, стоит начать с дороги. Очень боялся за границу, особенно за поляков. Переживал, чтобы не прицепились к фаркопу, прицепу, мотоциклу.
На мое удивление вопросов не возникло. Польский таможенник спросил “на продаж?”, я ответил “нет” и, посовещавшись с коллегой, отпустили нас восвояси, естественно, перешмонав предварительно личные вещи. Не смотрели ни фаркоп, ни фары на прицепе. Может повезло. Больше волнений доставила наша граница, мы ехали через Берестовицу (Волковыск) и туда, и обратно. На выезд была приличная очередь, говорят, особенность теперь такая после принятия закона о трех днях, после 12 ночи организуется очередь, чтобы бензовозам успеть крутануться за один день. Не знаю, за что купил, за то и продаю. Я подошел к погранцам, сказал, что еду на соревнования, показал предварительно распечатанные графики мероприятий и бумажки об оплате. Пустили сразу за шлагбаум, сэкономили часа три минимум. На обратном пути, на выезде из Польши очереди не было вообще.
В час ночи по местному времени мы были уже в Польше, в Брно должны были приехать не позднее обеда. Отписавшись Царапычу, получили от него смс, что у него нет прицепа для мотика, и он просит заехать к нему в Прагу. Отчего ж не помочь человеку, и мы направились в Прагу. С этого момента начались наши злоключения. Дорога на Прагу гораздо труднее, чем на Брно, на Брно практически сплошной автобан и нормальная польско-чешская граница. На Прагу мы пересекали границу в районе “Елена Гура”, гористая местность и узкая серпантинного вида дорога. 50 км сплошных мучений, дорога постоянно петляла, и с прицепом не было никакой возможности обгонять, плелся 50-60 км в час. Сказать по правде, в Чехии я не был, и первые впечатления от страны оказались положительными, и позже мнение не менялось. Отметил сразу, что уровень выше Польши, не знаю почему, вроде бы есть и заброшенные дома и такие же частные дома, но как-то поопрятнее все, почище и побогаче. Хорошее соотношение цена/качество жизни, например, мы платили 40 евро в день за двухместный номер в достаточно приличном отеле. Поужинать, не отказывая себе в принципе ни в чем, выходило около 20 евро на двоих, и это с выпивкой. На мой взгляд, это было даже дешево за то, что мы получали за эти деньги. Много байкеров, в первом же приграничном городке увидели человек пять, а в Польше за все время видел только одного.
В Прагу мы приехали где-то к пяти вечера, встретились с Царапом и поехали к нему домой. Прикольный у него домик, не отказался б так пожить. Мотик, мягко говоря, был не готов, времени на медленные танцы не было, Ирку, чтобы не скучала, отправили в гости к ее родственникам, Царап поехал за резиной, я немного поспал. Начали собирать, к 11-ти стало ясно, что ничего не выйдет. Решено было нам ехать на Брно, Саше оставаться в Праге ремонтироваться дальше. В отель приехали к трем ночи, благо нашли Hotline number, вызвонили хозяйку, и, о чудо, в четыре утра мы заснули как люди на кровати. Жутко уставшие и голодные. После этого, естественно, проспали, поэтому, не позавтракав, выскочили на трэк.
День первый
Несмотря на то, что жили мы в 5-ти минутах езды, поблудили немного и вырулили на трэк к 9-ти, в это время уже начиналась свободная практика. От рева моторов мне стало не по себе, стали лезть в голову мысли, что я тут делаю, и зачем сюда приехал. Сильно не хватало Сашиной поддержки. Как только попадаешь в предместья трэка, ориентироваться очень легко, на каждом перекрестке стоят указатели на трибуны, на которые вам необходимо попасть. Нам же следовало ехать все время на “Paddock”. После этого попадаешь на KПП №1,
чтобы проехать, достаточно предъявить бумажный браслет, который нам впоследствии выдали или сказать, что едешь в Gift Shop, или еще что-нибудь придумать, не сказал бы, чтобы там наблюдался “жэстачайшы кантроль”. После КПП №2 попадаешь на парковку, находящуюся позади боксов.
на заднице уже след от падения
Здесь стоят машины приехавших, и разбиты “шатры” тех, кто не арендовал боксы. Уже не только слышу, но и вижу, как мимо проносятся мотоциклы по трэку, сердце защемило еще больше. Что делать? Знал только, что мне надо найти команду Jura-racing и некого Франца. Лихорадочно ношусь от одного человека к другому, пытаясь их найти, многие не говорят по английски вообще. Наконец, какой-то добрый человек сказал, что они в боксе №14, но он пока закрыт, и мне необходимо пройти регистрацию. Становиться легче. Отстояв в очереди, меня заносят в списки, выдают транспондер и программу тренировок, объясняют, что к чему, и знакомят с инструктором. Успокаиваюсь. Свободная практика уже идет полным ходом, из-за вчерашних приключений, уже нет времени ни на смену резины, ни на смену пластика, поэтому решаю кататься на все деньги, заклеиваю фару, поворотники, стоп, снимаю зеркала. Предварительно заправившись (на территории есть заправка с 100-м бензином)
заезжаю в бокс.
На заднем плане мой инструктор Adi с подругой.
Бокс – это абсолютно пустое помещение, с двух сторон закрывающееся роллетами. Когда там обитают байкеры, он заставляется стендами, инструментами, столиками, всякими нужными причиндалами и даже холодильником. Но самая нужная вещь в боксе – это раскладной стул. Это мы поняли в первый же день, намаявшись весь день на ногах. Присесть вообще негде.
Так выглядят боксы со стороны трассы
Я на полной измене, Adi говорит, поедем медленно, просто езжай за мной и все, не оборачивайся назад и езжай по одной траектории, не метайся по полотну. Спрашиваю о посадке, о правильном прохождении поворотов, отвечает, езжай как обычно, как в городе, просто езжай за мной. Выезжаем из боксов, маршалы дают отмашку, мол, можно ехать, небольшой участок прямой, Adi оборачивается назад, чтобы выехать на трассу, не помешав никому.
Я молюсь. Никакого моего технического образования не хватит, чтобы передать свои ощущения. Я многое уже попробовал (сноуборд, технодайвинг, кайтсерфинг, скалолазание и пр.), но ничто не может сравниться с тем драйвом, который испытываешь на трэке. Адреналинит по полной. Это неописуемо. На первых же поворотах начинаю шкрябать ботинками по асфальту, понимаю, что посадка неправильная. Брутальные дядьки обходят меня как стоячего, создается впечатление, что в поворотах они касаются не просто коленкой, а задницей, не могу понять, что заставляет мотоцикл держаться в таком наклоне. Кажется, что законы физики для них не работают. В поворотах издевательски проносятся мимо по внешнему радиусу в считанных сантиметрах от мотоцикла. Даже кажется, что задевают плечом колесо, немного отдалившись, в запредельных углах наклона, поднимают левую руку, извиняясь, что напугали. Я просто в шоке. Страшно и здорово одновременно. Делаем три круга и заезжаем в боксы. Ирка спрашивает, ну как? Я не знаю, что ответить. Офигительно.
Проверяю покрышки, использованы на все 100% по всей ширине. Горячие, мягкие, как пластилин.
Говорю, что задеваю ботинками асфальт, Аdi показывает, что ботинки на подножки надо ставить носками. Выезжаем на вторую сессию, прет еще больше. Adi увеличивает скорость, начинает что-то получаться, только кажется поймал ритм, и тут на выходе из 13-го поворота, где уже стал понемногу добавлять газа, на скорости 110-120 уходит переднее колесо. До сих пор не понимаю, что сделал неправильно. Показалось, что был слишком большой угол наклона. Когда падаешь в хорошем наклоне, ощущения как будто с корточек, упал на задницу, не больно и не страшно совсем. Первая мысль: “вот бля”. Скольжу по асфальту, вылетаю на траву, начинает раскручивать, вот здесь действительно становиться страшно, крутит так, будто находишься в огромной стиральной машине. Вторая мысль: “ну все, пиздец”. Начинаю кувыркаться по гравию, скорость быстро гаситься. Останавливаюсь, вскакиваю, бегу к мотоциклу, мотик весь покоцан, поцарапан, побит, но вроде все целое, подбегают маршалы, втроем начинаем затаскивать мотик за ограждение. Вытащили, они что-то у меня спрашивают, я не обращаю внимания, скачу возле мотоцикла, осматриваю, вид ужасный, еще не понимаю, чем мне это грозит. Наконец, понимаю, что они спрашивают у меня мой номер, отвечаю, завожу мотоцикл. Работает! Объясняют, как доехать в боксы. Еду и чувствую, что передний тормоз практически не работает, туплю, торможу задним. Потом оказалось, что просто провернулось по асфальту колесико, контролирующее ход лапки тормоза. Заезжаю в боксы, подходит Adi, осматривает моц, говорит все ок, надо практиковаться. Я спрашиваю, что я сделал неправильно, он говорит, видимо, ты нажал в повороте на тормоз, я говорю, нет. Хм, говорит, когда я ехал сзади тебя, видел, что ты почти касался задними слайдерами асфальта, возможно из-за этого. Верится с трудом, но на всякий случай скручиваю их к едрени-фени. Говорю, ок, я готов, поехали дальше. Аdi, отвечает, что он не готов. Как раз оканчивается свободная практика. Касательно расписания тренировочный день начинается в 9 утра и заканчивается в 6 вечера. Все время поделено на:
1) свободную практику (кататься может любой желающий)
2) практику для быстрых гонщиков (кто показал время круга лучше 2.20 вроде бы)
3) квалификацию для гонок по классам
4) и непосредственно сами гонки
Впереди замаячили несколько часов ничегонеделания до следующей свободной практики. Поставарийный шок начал проходить и начало приходить понимание того, что Я РАЗБИЛ СВОЙ АБСОЛЮТНО НОВЫЙ МОТОЦИКЛ. Начинаю конкретно грузиться, к мотоциклу даже не хочется подходить, чтобы еще больше не расстраиваться. Весь пластик на замену. Ира пытается меня успокоить. Спасибо. После гравия весь костюм в пыли, идем отмываться. Очень стыдно. В первый же день, во вторую сессию разложился. Идем в ресторан, пытаюсь есть, не хочется, накатывает усталость от дороги и недосыпания. Шутка ли, за последние двое суток поспал 5 часов. Очень хреново и морально, и физически.
Ладно, начинается свободная практика, жду Adi. Эти маньяки постоянно что-то крутят в своих моцах, снимают, одевают резину, все серьезно, 80% времени что-то крутят, 20% катаются. Говорит, езжай один. Стремно, но, хм, даже лучше получается. Вместо того, чтобы тупо пытаться успеть за инструктором, начинаю контролировать свою посадку, не гонюсь за временем, а пытаюсь отработать технику, запомнить трассу и траектории. Концентрируюсь на физике процесса, осознаю, что происходит с мотоциклом и с моим телом. Что-то получается, но, тем не менее, стремно давать сильный наклон мотоциклу, психологическая травма мешает. Периодически заезжаю в боксы, настроение улучшается, не смотря на падение. Кажется, это стоило того.
На финишной прямой
На трассе снимали профессиональные фотографы. Фотографировали в первый день и во второй во время гонок, гонка нашего класса была в третий день, потому есть фото только с первого дня, где еще много ошибок. Но, тем не менее, что есть:
Транспондер в первый день не вешал, но по замерам на мобилу время круга стабильно было около 3 минут. Не так уж много практики, уезжал голодный, казалось, в первый день на трассе провел не больше часа. Оставляю моц в боксе, прицеп на парковке. Отель, ужин, чешское пиво (кстати, не понравилось), вырубало прямо за столиком, наконец, можно поспать.
День второй
Второй день начался с того, что на парковке трэка встретились с Царапом. Выгрузили его моц, и Саша сразу начал менять резину.
Удивляюcь, как можно с такой ручкой работать газом. Рисковый парень этот Царап.
Продолжаю работать над техникой в индивидуальном порядке. Инструктора дали бесплатно, и ему было не до меня, у него свои задачи, гонка и все такое. Кстати, на самом деле серьезный гонщик, австриец, в одном классе занял 1-ое место, в другом 3-е, улучшил свой лучший круг до 2.09. Как сказал Царап – это трэковый инструктор, просто показал оптимальные траектории, которые я естественно не запомнил. Так ни одного круга за мной и не проехал Sad. Консультируюсь с Царапом, он мне объясняет правильную посадку и правильное прохождение поворотов. Полученные знания начинаю отрабатывать на трэке, на собственной шкуре испытываю то, о чем пишут в книжках о технике спортивной езды. Раньше никак не мог понять, каким образом в повороте держать вес на внешней ноге, ведь при свешивании сила тяжести еще больше заставляет давить на внутреннюю ногу. Начал цепляться внешней коленкой за бак и все стало на свои места. Правые повороты, как ни странно, получались лучше. Более менее освоив технику, начал работать над скоростью, в первый день и в первой половине второго грешил рваной ездой. Т.е. разогнавшись по прямой, резко тормозил перед входом в поворот, сильно скидывая до 90 и даже 80, затем входил в поворот, где, чувствуя, что скорость маловата, добавлял газа до 100, на 100 проходил, и на прямой снова разгон. Теперь стал стараться входить во все повороты на скорости не меньше 100, в поворот после финишной прямой на 130. Постепенно подбирал и разучивал для каждого поворота свою скорость. Повесил себе транспондер. Штука конечно полезная, но и бестолковая одновременно. Нет возможности отслеживать свое время на каждом круге, чтобы, выбирая ту или иную тактику, смотреть, как это влияет на результат. На въезде в боксы стояла будка с монитором, которая показывала время лучших 60-ти гонщиков.
А мотоциклов-то 170. Зашел к организаторам, спросил, как можно отслеживать свое время, зло пошутили, что есть только одна возможность, быть in the best 60. Как до луны. Затем была квалификация для так называемого SonderClasse, т.е. для новичков. Участвовало около 40 человек. Я показал предпоследний результат. У меня было 2.55. У самых быстрых гонщиков 2.20. Основная масса сгруппировалась вокруг 2.30. В общем, нормальное распределение в действии. Саша весь на нервах, мало того, что по пути на трэк он потерял глушитель, еще теряется болтик на сцеплении. Болтик дают добросердечные немцы из Jura Racing. Заканчиваем день, гоняясь вместе. Отмечаю, что бОльшие проблемы мне доставляет выход из поворота, если в повороте разница в скорости с остальными не так значительна, то на выходе они легко уходят от меня. Начинаю более агрессивно открывать газ после апекса. Стремно вылететь на поребрик, но выходит лучше. Время практики тает на глазах. Еще несколько кругов и трэк закрывают. Результативно сегодня поработал. Доволен. Саша, намучавшись с Хондой, и недовольный своими результатами решает ехать в Прагу за Кавасаки. Ок, мы в отель.
День третий
С самого утра свободная практика, затем сразу же гонка. Решаю опробовать контрруление. В Минске баловался на прямых, но реально для входа в поворот не использовал никогда. Пробую это сделать в самом быстром повороте после финишной прямой. Ух, как агрессивно ложиться мотоцикл, чуть не въезжаю во внутренний поребрик. Понятно, руление надо начинать позже и дальше от внутреннего радиуса. Опасность в том, что при ошибке уже не будет запаса полотна для корректировки. Поэтому сбавляю скорость и пробую контрруление в каждом повороте. Здорово, но траектории надо полностью менять. Вместо плавных кривых получаются какие-то Г-образные повороты. Нет на это времени, скоро гонка. Поигрался и хватит. Заезжаю в боксы и делаю первую роковую ошибку. Не нравится, как работает передний тормоз, слишком вязко. В обычной жизни езжу с троечкой, на трэке в первый же день поставил двоечку, тут решаю выставить на единичку. Это значит минимальный ход ручки при торможении. Болван. НИКОГДА НИЧЕГО НЕ МЕНЯЙТЕ ПЕРЕД ГОНКОЙ! Руки запомнили прежнее значение, и для привыкания нужно было время. Консультируюсь с Adi насчет старта, он советует держать обороты 5-6 тысяч и, медленно отпуская сцепление, добавлять газ. Хм, может лучше тысяч 10 и порезче бросить сцепление? Он говорит, перевернешься. Да не перевернусь, пробовал уже. Ладно, думаю, сделаю как он, все равно за призовые места не бьюсь. Приезжает Саша на Кавасаки
Но в гонке решает не участвовать. В 11.20 наш SonderKlasse запускают на трэк, дают проехать один круг, и выстраивают на стартовой решетке. На каждом стартовом месте стоят таблички с номерами. Так что найти свое место не составляет труда. Отмечаю, что за мной еще человек 5 выстраиваются, видимо те, кто не квалифицировался. Дают отмашку на прогревочный круг. Выглядит это достаточно забавно, посреди полотна от финишной линии навстречу мотоциклам начинает бежать чувак, размахивая двумя огромными красными флагами, а-ля за Родину, за Сталина. Когда он пробегает мимо, надо стартовать. Ничего себе прогревочный круг. Едем группой, но недалеко от предела моих возможностей. Представляю, что будет во время гонки. Подъезжаем к стартовой решетке, небольшое замешательство, таблички уже убрали и трудно найти свое место. Вроде бы встал на свое. Загорается красный свет, повышаю обороты до 8-9 тысяч (хрен с ним, с Adi), 40-50 мотоциклов ревут на повышенных оборотах, адреналин хлещет через край. Зеленый! Здравый смысл взял свое, смотря на впереди стоящих, достаточно медленно отпускаю сцепление. Такое ощущение, что все боятся завала. Стартуют очень медленно, как будто выжидают, пока впереди стоящий мотоцикл чуть отъедет. Наблюдаю все это около секунды. Все, больше так не могу, впереди меня огромный туннель, откручиваю ручку до упора и выстреливаю вперед, отыгрывая сразу 4-5 мест. Первый поворот, медленно, как бы нехотя, опасаясь себе подобных, один за одним ложатся на траекторию мотоциклы. Второй, третий поворот. Черт побери, я обгоняю, уверенно и красиво, какой кайф! Отыграно еще 3-4 места. Не понимаю, что происходит, они же показали результаты гораздо лучше меня, 5-10 секунд на круге это же огромная разница. Вхожу в кураж, это моя вторая роковая ошибка. На 13-ой точке (той самой, на которой разложился 2 дня назад) обхожу еще одного человека. Вижу впереди себя уходящую группу, газ до упора, вторая, третья, четвертая. Догнал! Бросаю взгляд на приборку! Черт! Больше 200, на этой прямой я столько не развивал, позднее слишком резкое торможение (выставил ведь на единичку), переднее колесо в юз, болтанка на руле, блокировка и я валюсь опять на правый бок. Лечу по асфальту метров 100. Мысль только одна: ”Блин, почему так долго”. Удар, расколбас, блин, в этот раз жестоко. Вскакиваю, не могу встать на левую ногу, болит. Подбегают маршалы, опираясь на них, захожу за ограждения. Снимаю шлем, ботинок, нога вроде в порядке, болит, только если на нее опираться, значит, скорее всего, перелома нет. Блин, я был быстрее своих возможностей. На первом же круге, бляяяяя. Подтягивают мотоцикл, вмят бак, задница вообще вся раскурочена.
Слава богу, правый слайдер выдержал еще один удар, не все так плохо.
Подъезжает машина мед помощи, обычная легковая Шкода, спрашивают, что болит, объясняю, садимся, едем в медцентр. Знаю, что Ирка с Сашей переживают, ведь уже пошел второй или третий круг, а меня нет. Говорю, давайте заедем сначала в боксы, я скажу своим, что со мной все ок. Кивают, говорят хорошо. Блин, обманули сволочи, приехали в медцентр. Выкатывают коляску. Нафиг, хромая, иду сам. Осматривает врач, говорит, скорее всего, перелома нет. Но на всякий случай делаю рентген. Да, все ок. 50 евро за рентген должна оплатить страховая. Прибегают Ира с Сашей, делаю мужественный вид, улыбаюсь, пытаюсь сразу успокоить. Все нормально мол, ушиб, ничего страшного. Ира звонит в страховую, Саша подгоняет машину. Пока сидел в мед центре, за 15 минут привезли еще двоих, тоже ноги. В комнате медперсонала стоит телек, камеры реалтайм показывают гонку, вижу, как еще 2 мотоцикла вылетело. Третий день будет богат на падения.
Все, можно пить пиво. Странно, но уже не переживаю из-за мотоцикла, даже в чем-то прикольно, разложился на 200, будет что вспомнить. Сильно хуже после второго падения не стало. Нога пройдет. Все-таки здоровские были эти три дня.
Дальше можно не рассказывать. Не интересно. Спешить было уже некуда. Я начал решать вопросы с запчастями. На территории есть киоски чешской фирмы SebiMoto, где я начал медленно и методично скупать запчасти. Купил все-таки дешевый пластиковый гоночный обвес, заказал карбоновый обвес для города.
Фото, которые не вошли в рассказ, но дополнят описание.
Моцы Франца и Гюнтера из Jura Racing, вот так надо готовиться, стенды, грелки, все дела.
Соседний бокс
Малая толика барахла, которое нужно иметь с собой
Карту трассы можно посмотреть на сайте CzechGP.com Есть на трассе и специально оборудованные трибуны (синие в левом верхнем углу фотки), есть и природные (где сидит чувак). Это фотка с природной трибуны C, на мой взгляд самое выигрышное место, просматривается максимальное число поворотов. В правом верхнем углу злосчастный поворот (13-ая точка), где я разложился в первый день, и после нее прямая, где разложился в третий.
Зажигать нужно примерно так:
День четвертый
С утра еще решали вопросы с запчастями. После обеда решили мотануться в Прагу. От Брно идет хороший автобан, разрешенная скорость 130, но многие поливают 150. 180 км проезжаются максимум за полтора часа. Решили Царапа уже не дергать (человек итак сделал многое для нас), и небольшую обзорную экскурсию провели Иркины родственники.
Пороховая башня
Не знаю что, но прикольно
Куранты
Вид с Карлова Моста
Прямо как в Венеции
Итак, что же мы имеем в сухом остатке. Мои соображения.
1) Несмотря на падения, разбитый мотоцикл, больную ногу, я доволен, как слон. Было офигенно. Хочу еще.
2) Своими результатами доволен, несмотря на худшее время круга. Научился многим вещам.
3) Минимальный бюджет поездки 2000 евро. Если считать по минимуму:
400 евро стартовый взнос
400 евро гоночный обвес (рассчитывайте сразу, что будет падение (или падения), если нет денег на ремонт мотоцикла, лучше не ввязываться)
200 евро пара трековых шин
200 евро топливо
150 евро проживание
150 евро питание
50 евро топливо для мотоцикла
60 евро зеленые карты
и еще 300-400 евро на мелкие и непредвиденные расходы, которые обязательно будут (виза, мед страховка, сувениры, шиномонтаж и т.д. и т.п.)
В идеале иметь набор-минимум: 2 стенда и грелки, это плюс еще 400-500 евро.
4) Нужен инструктор, хороший персональный инструктор, который будет учить с азов, т.е. посадке, развесовке и т.д. и т.п. Не обязательно все три дня, он должен быть и несколько часов с вами, главное показать, объяснить, исправить ошибки, а оттачивать можно и самому.
5) Т.к. в Беларуси проблемы с запчастями, то желательно приехать на трэк на день раньше, затариться гоночным обвесом и шинами, это все там есть в наличии, и неспеша подготовить мотоцикл. За вечер с минимальным набором инструментов все будет готово. Это в принципе я и планировал сделать, но обстоятельства и моя беспечность повернули дело другим образом.
Возможно во многом во втором (а может даже и в первом) падении виноваты мои дорожные шины, потому что не должны нормальные шины идти в юз, стоппи должно быть, но не юз. После финишной прямой перед первым поворотом при агрессивном торможении переднее колесо перманентно норовило уйти в юз, но я его вовремя ловил. В гонке не поймал Sad.
Вроде бы все. Дерзайте.
27-29 июля 2007