Марш ижевских амазонок, 1936

Пробег в честь принятия проекта Конституции СССР 1936 года вошел в историю мотоспорта как «марш ижевских амазонок», а также, как первый женский мотопробег, по маршруту Ижевск — Казань — Владимир — Ногинск — Москва с дистанцией в 1675 км.

Участницы первого женского мотопробега «Ижевск-Москва» перед стартом. 1936 г.

Пробег был инициирован и осуществлен жёнами инженеров и руководителей, а также обычными работницами Ижевского мотозавода. Поводом для пробега стало принятие новой Конституции СССР 1936 года.

Но, как бы мы сказали сейчас, это событие стало еще и блестящим маркетинговым ходом по демонстрации качества и надежности ижевских мотоциклов.


24 июня 1936 года в 10 часов утра пробег стартовал с центральной площади Ижевска. Всего в пробеге приняли участие 15 женщин. Особенно проявили себя большая энтузиастка женского мотоспорта, лучший бригадир сборщиков Мария Брезгина и спортсменка Нина Невоструева, которая, кстати, в том же 1936 году завоевала титул чемпионки СССР в стокилометровых кроссовых гонках.

Однако, стоит отметить и тот факт, что несмотря на тренировки, большую часть девушек трудно было назвать профессиональными «байкершами». К тому же, управление довольно тяжеловесными мотоциклами Иж-7 на далеких от идеала дорогах само по себе представлялось делом отнюдь не женским.

Первый директор Ижевского Государственного мотоциклетного завода, дает объяснение Г.К. Орджоникидзе, Наркому тяжелой промышленности СССР, по мотоциклу ИЖ-7. Москва. 5 августа 1936 г

Героические ижевчанки финишировали даже раньше намеченного срока и потратили на дорогу 8 суток вместо заложенных 10. В Москве их встретил сам нарком тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе.

Участницы Первого женского мотопробега «Ижевск-Москва» с Г.Орджоникидзе. 1936 г.

Что же могли попросить доблестные девушки в награду за свой поступок? Как истинные женщины, они попросили построить детский сад в центре Ижевска. Просьба была выполнена, и так в Ижевске появилось первое детское учреждение на улице Красноармейской.

Кроме этого, первые отечественные мотоциклы доказали свою надежность, и тем самым помогли в принятии решения и дальше продолжать выпуск этой марки. Мотоциклы «Иж» изготовлялись там, кстати, вплоть до 1941 года, а потом завод переквалифицировался на выпуск пулеметов «Максим». Мотоциклы же «перееехали» в город Ирбит.

Брезгина М.Н. — участница первого женского мотопробега «Ижевск-Москва»

Мотоцикл «Иж-7» — это первый серийный мотоцикл в нашей стране. Правда, из 12 мотоциклов, изготовленных в 1933 году, почти все вернулись на завод — подвела система зажигания. Но вскоре эту болезнь победили, и уже в 1934 году завод выпустил 111 таких мотоциклов. Весной 1938 года пришла новая модель «Иж-8». В данной модели 300-кубовый двигатель получил петлевую продувку с двумя продувочными каналами, за счет чего мощность повысилась с 5,5 до 8 л.с. Совершеннее стала и система электрооборудования — вместо маховичного магнето машина стала оборудоваться генератором и аккумулятором. Далее на вновь организованном мотопроизводстве выпускались мотоциклы Иж-7, Иж-8, Иж-9.

Источники:

https://zen.yandex.ru/media/zavodfoto/marsh-ijevskih-amazonok-5a7766b63c50f7f1ef1439d6

http://magspace.ru/blog/production/326315.html