Производился с 1966 по 1984, пришел на замену PanHead и был в последствии заменен Evo. С 1966 по 1978 объем двигателя был 73.66″ или 1200сс, модификация 1978-1984 имела объем 82″ или 1340сс.
Характеристики раннего Shovel 73.66″:
• диаметр цилиндра, ход поршня — 3.438 x 3.968″ (87.32 x 100.79 мм)
• cтепень сжатия — FL: 7.25:1, FLH: 8:1
Shovel 82″:
• диаметр цилиндра, ход поршня — 3.498 x 4.250″ (88.85 x 107.95 мм)
• cтепень сжатия —1978-81 8:1, 1981-84 7.4:1
• мощность
1962-69 FL 57.0 л/с @ 5,200 об/мин
1962-69 FLH 66.0 л/с @ 5.600 об/мин
1970-78 FL 57.0 л/с @ 5,200 об/мин
1970-78 FLH 62.0 л/с @ 5.400 об/мин
1978-84 1200cc 60.0 л/с @ 5,200 об/мин
1978-84 1340cc 60.0 л/с @ 4,800 об/мин
1981-84 1340cc 65.0 л/с @ 5,400 об/мин
Для своего времени это был современный, надежный и мощный мотор. Теперь об устройстве. Продолжая традицию, головы алюминиевые, а цилиндры чугунные, один распредвал с четырьмя кулачками, по 2 клапана на цилиндр. Присутствуют гидрокомпенсаторы клапанных зазоров, хотя они не так хороши как на эво, «усталый» мотор может потребовать их замены.
Лучшими годами считаются 82 и 83, это первые годы самостоятельного владения компанией после выкупа у AMF и контроль качества был одним из главных приоритетов. Хотя, мнения насчет AMF расходятся: они ввели контроль качества и закупку комплектующих на стороне. Возможно, нелюбовь связана с тем что компания перешла из частных рук под крыло корпорации. И естественно, корпорация работала над повышением качества продукции. Некоторые модели имеют 5-ступенчатую коробку и крепеж двигателя на сайлент-блоках. Среди неприятных моментов надо отметить течи масла: головки цилиндров, крышка праймари, многочисленные маслопроводы и фиттинги. Кстати, циркуляция масла шла через полость первичной передачи. Как говорится в «101 причина купить Харли» — «Old ones keep the highways properly lubricated». Ну и одна из любимых шуток насчет теряющихся болтов тоже применима к шовелу — после долгого путешествия стоит проверить крепеж и прикрутить выпавшие болты 🙂
Несмотря на эти недостатки, Shovel требовал капремонта раз в 100-120 тысяч миль. Уточню — правильно обслуженный Shovel. Многие механики-любители считают что можно поставить детать за 5$ и она будет работать как деталь за 50$. Или же они устраняют проблему ценой 100$ за 25$ и не понимают, почему потом придется выложить 250$, чем приносят радость производителям запчастей и профессиональным механикам. Если к вам попал старый байк, очень велика вероятность, что хоть один его хозяин был клоуном, потому заранее приготовьтесь к грамотному капремонту мотора. Помните, что самый дешевый ремонт — это тот, который делается один раз и надолго; а самый дорогой — тот что будет сделан дважды или проблемные детали будут оставлены в состоянии «а, еще поработает!».
Восстановление старого мотора.
Если же к вам попал-таки старичок Shovel, то оживить его будет не так просто. Учтите, что вы имеете дело с двигателем 30-50 лет от роду. Разберите весь мотор, очистите все детали от следов старого масла, грязи и прочих отложений. Перед сборкой как следует смажьте такие детали как подшипники и втулки, потому что первые минуты после запуска свежесобранный мотор работает в режиме масляного голодания. Зазоры, настройки зажигания легко найти в оригинальном мануале, не делайте этого без инструкции! Полость с рокерами не очень хорошо смазывается, а если есть масляные пятна на двигателе, то тем более стоит проверить болты и шпильки. Часто «потеют» болты на правой стороне крышки головы цилиндра. Клапана скорей всего пойдут под замену, но не забудьте проверить седла, тогда следующая проверка или ремонт понадобится не ранее чем через 30-40 тысяч миль. Важный момент — проверить стальные вставки в цилиндрах — в них вкручиваются болты, крепящие головы. Вставки не должны выступать над поверхностью цилиндров, иначе течь масла будет постоянной.
Если в процессе езды вы обнаружили что из выхлопной трубы валит черный дым, снимите выхлоп и проверьте выпускной канал. Если там много масла, скорей всего проблема с прокладкой — выкрутите самый задний болт на голове цилиндра (для заднего) и самый первый болт для переднего цилиндра. Он в масле? Значит, прокладка повреждена и масло поступает в цилиндр.
В полость коромысел заднего цилиндра масло поступает из картера по трубе малого диаметра, затем идет в аналогичную полость переднего цилиндра по трубке над карбюратором. Эти трубки часто бывают повреждены. На поздних 80″ моделях фиттинги имеют меньшую пропускную способность. Проверьте соответствие фиттингов году вашего двигателя, иначе может быть проблема с излишним смазыванием и расходом масла. Аналогичная проблема можеть быть с тюнингованными маслопроводами.
На ранних версиях между впускным манифолдом и цилиндром стоит уплотнительное кольцо, это значительно лучше, чем более поздние патрубки. Если двигатель имел уплотнительное кольцо в стоке, лучше его же и установить. Если же двигатель с патрубками, то убедитесь что карбюратор сидит крепко, или же будет подсасываться воздух, что может привести к прогоранию клапанов.
Если Shovel выпуска до 1982 года кормить неэтилированным бензином, то клапана и их седла прогорят, учтите это при выборе новых.
Мотоциклы до середины 1977 модельного года имели уникальные болты крепления основания толкателей. Не используйте их на более поздних моделях и наоборот — не используйте более поздние болты на ранних моделях, иначе свернете их.
Цилиндры. Сказать о них особо нечего, все стандартно, единственно что требуется правильная расточка и хонинговка: крест-накрест. Удивительно, но попадались цилиндры с прямой хонинговкой. Не используйте стопорные кольца для фиксации поршней там, где должны быть кольца спирального типа (и наоборот). Если будете использовать стоковые поршни, подпишите передний и задний, чтобы вернуть их на место правильной стороной вперед. Убедитесь что поверхность картера в месте прилегания цилиндров и цилиндры притерты.
Обладатели генераторных моделей могу увидеть что все шестерни и втулки распредвалов не имеют следов износа. Замените их без сомнений! Износ кулачков распредвала можно угадать по точечным задирам на поверхности, это говорит о повреждении прочного верхнего слоя металла. Замените их и уделите особое внимание всем деталям с такими следами. Проверьте также и втулку в картере, в которой сидит распредвал с кулачками.
Всегда проверяйте направляющие толкателей — в 1977 конфигурация поменялась. Стоковые гидрокомпенсаторы оставляют желать лучшего, но могут быть легко заменены на афтермаркет. Нормальная их работа — шорох, а не постукивание.
Маслонасос требует некоторых усилий для проверки и восстановления: поверхности не должны иметь следов износа, посадочное место стоит обновить. Не стоит устанавливать насос, дающий большее давление, потому что подшипники коленвала будут проворачиваться (что приведет к серьезным повреждениям),а также, масляное давление в головах цилиндров будет избыточным.
Работу над коленвалом и маховиками лучше доверить специалистам со специальными приборами для балансировки и годами опыта. Замена шатунов на тюнингованные (например, S&S) также потребует балансировки, потому что они имеют отличный от стоковых вес.
Небольшая галерея 3D моделей.
Тюнинг
Как и любой Харли, старичок Shovel еще даст жару. Стоковые 60 лошадок кажутся скучными в наше время 200-сильных спортбайков, но тут на помощь приходит афтермаркет. Клапана, распредвалы, толкатели, поршни, шатуны, цилиндры, карбюраторы….список огромен. Некоторые получали ~130 л/с. И это из двигателя 74 года! ну а если не хочется восстанавливать старый, всегда можно купить двигатель S&S, который выглядит как шовел.
Макс л/с | Макс крутящий момент | Картер | Объем | Головы | Коленвал | Карбюратор | Выхлоп | Мотоцикл |
61 | 71 | S&S | 84 | 78 HD | Crane 300H | S&S Super E | Drag Pipes with baffle | 98 Special |
72 | 84 | HD | 88 | STD | Andrews BH | CV | SuperTrapp 2-1 | 74 HD |
78 | 88 | HD | 94 | HD | Andrews B | Mikuni HSR-40 | 2″ Python Drag | 74 HD |
94 | 88 | HD | 88 | HD Baisley | Redshift 550 | S&S Super G | 3 step drag pipes | 74 HD FX |
115 | 128 | STD | STD Baisley | Woods W9F | S&S Super D w/thunderjet | Thunderheader | 74 FX | |
132 | 126 | STD | 106 | STD Baisley | Red Shift .715 | S&S Super D w/thunderjet | 3 Step Drag | 74 FX |
89 | 104 | Panhead | 110 | STD Panhead | Sifton Python | S&S Super B w/thunderjet | SuperTrapp 2-2 | 77/64 Special Construction |
Кстати, shovel лучше подходит для глубокого гоночного тюнинга, поскольку цилиндры shovel целиком чугунные, а у Evo — чугунная гильза в алюминиевой оправе. При экстремальных нагрузках цилиндры эво имеют свойство изменять форму из-за неравномерного распределения напряжений вокруг болтов, удерживающих головы. Образуются зазоры между поршневыми кольцами и стенками цилиндров, что приводит к уменьшению мощности мотора. Пожалуй, Shovel — последний мотор, который не требует специального инструмента для работы с ним, evo и twincam не разобрать без специальных съемников и т.п. Любители шовелов шутят над владельцами более поздних моторов: «когда ломается эво, владелец ждет эвакуатор, а мы раскидываем мотор на обочине, чиним и едем дальше» 🙂
И в завершение, предлагаю взглянуть на кастомы, собранные на основе ShovelHead:
Источники:
http://www.nightrider.com/biketech/hdshovel_performance_00.htm
http://www.american-v.co.uk/technical/dev/shoveltech/body.html