Октановое число — показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива для двигателей внутреннего сгорания. Число равно содержанию (в процентах по объёму) изооктана (2,2,4-триметилпентана) в его смеси с н-гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытаний.
В разных странах используются разные системы обозначения октанового числа бензина. Например, в Америке — AKI, у нас в России — RON. При чтении мануала харли можно увидеть рекомендации для октанового числа топлива. Даны они для страны-производителя, т.е. Америки.
RON — Research Octane Number
Наиболее распространенный в мире тип определения октанового числа (Австралия, Европа). Определяется путем испытаний в двигателе с изменяемой степенью сжатия и сравнения результатов с аналогичным тестом для изо-октана и н-гептана. Частота вращения двигателя — 600 об/мин.
MON — Motor Octane Number
Другой тип определения октанового числа. Производится на аналогичной RON установке, но частота вращения 900 об/мин, топливная смесь подогревается и настройки зажигания изменяемые. Для современных видов топлива MON будет меньше RON на 8-10 пунктов, т.е. октановое число бензина в Америке будет на 4-5 пунктов ниже.
AKI — Anti-Knock Index
Применяется в основном в США и Канаде. Вычисляется как среднее значение RON и MON. Часто пишется как (R+M)/2 или же Road Octane Number (RdON), Pump Octane Number (PON).
Ниже таблица соответствия.
Топливо | RON | MON | AKI |
---|---|---|---|
hexadecane | < -30 | ||
n-octane | -10 | ||
n-heptane(MON 0 by definition) | 0 | ||
diesel fuel | 15–25 | ||
2-methylheptane | 23 | ||
n-hexane | 25 | ||
2-methylhexane | 44 | ||
1-heptene | 60 | ||
n-pentane | 62 | ||
рекомендации для типичных двухтактных подвесных моторов | 69 | 65 | 67 |
1-pentene | 84 | ||
n-butanol | 96 | 78 | 87 |
n-butane | 91 | ||
«обычный» бензин в Канаде и США | 91–92 | 82–83 | 87 |
«EuroSuper» или «EuroPremium» | 95 | 85–86 | 90–91 |
«premium» бензин в Индонезии | 90 | ||
«premium» бензин в США | 97-98 | 88–89 | 93 |
«SuperPlus» в Германии, Англии и Словении | 98 | 89–90 | 93–94 |
iso-octane (MON 100 by definition) | 100 | ||
benzene | 101 | ||
«BP Ultimate 102» | 102 | 93–94 | 97–98 |
t-butanol | 103 | 91 | 97 |
ethane | 108 | ||
propane | 110 | ||
toluene | 111 | 95 | 103 |
E85 gasoline | 100-105 | ||
xylene | 117 | ||
isopropanol | 118 | 98 | 108 |
ethanol | 129 | 102 | 116 |
methanol | 133 | 105 | 119 |
methane | 135 | 122 | 129 |
hydrogen* | > 130 | very low |
Для примера, в сервис-мануале на спортстер 05 года указано:
Harley-Davidson motorcycles were designed to obtain the best performance and efficiency using unleaded gasoline (91 pump octane or higher for the XL 1200 Custom and XL 1200 Roadster, 87 or higher for all other models). Pump octane is the octane number usually shown on the gas pump. Some fuel suppliers sell gasoline/alcohol blends as a fuel. The type and amount of alcohol added to the fuel is important.
Т.е. для для моделей 1200 custom и 1200 roadster рекомендуется использовать неэтилированный бензин с октановым числом 91 или выше, для остальный моделей — бензин с числом 87 и выше.
Согласно таблице, американский бензин 91 или выше соответствует российскому 95; 87 и выше американский — 91-92 российский.
Источники
en.wikipedia.org
ru.wikipedia.org