Основанная в 1911 году SAE (Society of Automotive Engineers — Общество автомобильных инженеров) была первой организацией создавшей систему классификации масел по вязкости.
Норма SAE J 300 определяет степень вязкости для каждого смазочного материала.
SAE J-300 содержит 6 зимних классов и 5 летних классов моторных масел.
Классы вязкости SAE OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W относятся к зимним, а SAE 20, 30, 40, 50, 60 — к летним.
Например, S.A.E. 40 (летняя степень вязкости). Чем больше число, тем в большей степени масло будет сохранять свою вязкость при нагревании. В условиях городского движения и при спортивном вождении, а также когда высока температура воздуха, двигатель подвергается воздействию высоких температур. Важно пользоваться маслом, которое при высокой температуре в большой степени сохраняет свою вязкость для защиты двигателя.
Когда двигатель холодный, наоборот, масло обладает тенденцией сгущаться. В этом случае важно, чтобы оно оставалось жидким даже при низких температурах, чтобы протекать через двигатель, защищать его детали и способствовать пуску. Холодная вязкость обозначается в нормах S.A.E. «зимней степенью вязкости».
Например, S.A.E.10W. Число обозначает степень зимней вязкости, после этого числа всегда стоит буква «W» («winter», то есть «зима»). Чем меньше число, тем в большей степени масло будет сохранять свою текучесть в холодную погоду или при пуске двигателя.
Моносезонные масла обычно применяются, когда рабочие температуры отличаются не намного (или для выполнения специальных задач).
Всесезонные масла обозначаются одновременно и зимней и летней степенью вязкости.
Например, S.A.E. 10W 40
где: 10W = зимняя степень вязкости
40 = летняя степень вязкости
Всесезонное масло менее подвержено воздействию температур.
SAE — классы вязкости моторных масел
Класс вязкости |
Динамическая вязкость, мПа-с, не выше, при температуре, °С |
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2 |
Динамическая вязкость при 150°С и скорости сдвига 106 с-1, мПа-с, не ниже | ||
имитация холодного пуска (CSS) | прокачиваемость | не ниже | не выше | ||
0W | 6200 при — 35°С | 60000 при -40°С | 3,8 | — | — |
5W | 6500 при — 30°С | 60000 при -35°С | 3,8 | — | — |
10W | 7000 при — 25°С | 60000 при — 30°С | 4,1 | — | — |
15W | 7000 при — 25°С | 60000 при -25°С | 5,6 | — | — |
20W | 9500 при — 15°С | 60000 при -20°С | 5,6 | — | — |
25W | 13000 при -10°С | 60000 при -15°С | 9,3 | — | — |
20 | — | — | 5,6 | <9,3 | 2,6 |
30 | — | — | 9,3 | <12,5 | 2,9 |
40 | — | — | 12,5 | <16,3 | 2,9* |
40 | — | — | 12,5 | <16,3 | 3,7** |
50 | — | — | 16,3 | <21,6 | 3,7 |
60 | — | — | 21,9 | 26,1 | 3,7 |
SAE — классы вязкости трансмиссионных масел
Класс вязкости | Максим. темп., при которой вязкость не превышает 150000 сП, оС |
Кинематическая вязкость при 100 оС, сСт |
|
минимальная | максимальная | ||
70W | — 55 | 4,1 | — |
75W | — 40 | 4,1 | — |
80W | — 26 | 7,0 | — |
85W | — 12 | 11,0 | — |
90 | — | 13,5 | 24,0 |
140 | — | 24,0 | 41,0 |
250 | — | 41,0 | — |
Источники:
http://www.tnk-oil.ru/support/standard?rid=22962&oo=1&fnid=68&newWin=0&apage=1&nm=70081
http://www.mssoil.ru/allabout/curious/7/