Вольный перевод статьи про апгрейд впуска-выпуска харли. Мои комментарии выделены зеленым.
Хочу заметить, что эти советы применимы для круизеров и некоторой части классиков, а не только харли, т.е. для нефорсированных моторов.
«Как получить больше мощности?» — один из самый часто задаваемых вопросов, связанных с производительностью Харли. Некоторые ищут варианты «поставил и поехал» для их стоковых движков, тогда как другие ищут более высоких показателей на дино-стенде.
Для тех кто имеет стоковый или мягко модифицированный движок, ответ заключается в продвижении к следующему «этапу» (stage), или Stage 1 kit, если быть точным. Перед тем как ворошить каталоги и прикручивать всякое, чтобы сделать вашу поездку быстрей, начнем с основ Stage 1.
Скорей всего, вы уже слышали термины «Stage 1, Stage 2» и т.д. В зависимости от того, кого вы спрашиваете, Stage1 может быть чем угодно: от апгрейда выхлопа до нового карбюратора. Я собираюсь позиционировать термин «Stage1» как то, что мотокомпании обычно подразумевают под этим. Т.о. Stage 1 состоит из следуюшего:
1. Фильтр нулевого сопротивления.
2. Прямоточный выхлоп.
3. Карбюратор с джет-китом или перепрошитый инжектор.
4. Новое зажигание (если рекомендуется)
Наверное, нет лучшего решения для начального апгрейда, чем stage1, который полностью соответствует фразе «поставил и поехал»
Кстати, под «bolt-on procedure» (поставил и поехал) автор скорей всего имеет ввиду операции, не требующие сложного спецоборудования, выполнимые в обычном гараже, за исключением разве что перепрошивки инжектора. Мне кажется что такой перевод наиболее точно отражает смысл. Как пример — установка новых выхлопных труб.
При желании, этот апгрейд может быть произведен за один прием, но я рекомендую следовать процедуре, описанной ниже.
1. Фильтр нулевого сопротивления.
Это простейший апгрейд, производимый владельцами харли. В зависимости от вашего бюджета, это разнится от замены фильтра на K&N или аналог, до установки hi-end оборудования вроде Forcewinders и Hyperchargers. ВЗаменив фильтр, вы дадите возможность двигателю дышать более свободно. Вам не нужно тратить целое состояние, но подберите что-то, подходящее вашему байку. Если вы не хотите менять стоковую крышку фильтра, присмотритесь к комплектам Screamin’ Eagle или Arlen Ness «Big Sucker». Это позволит вам оставить стоковую крышку, но разница со стоком будет значительной.
2. Прямоточный выхлоп.
Также как и замена воздушного фильтра, этот апгрейд может быть и простым и экстремальным. Большой выбор предоставляют slip-on mufflers (заменяемые «банки» на концах труб), сохраняя стоковые патрубки. Они просты в установке, выглядят почти как сток и добавляют производительности. Популярные модели slip-on: HD Screamin’ Eagle II, Cycle Shack, Bubs и Khrome Werks. Мои любимые это Khrome Werks и Python, но остальные также хороши. Если ваш бюджет скуден (вступите в клуб 🙂 ) то попробуйте купить б/у, например на ebay. Там вы найдете множество моделей от людей, купивших полную выпускную систему. Я нашел такие сделки, когда slip-on mufflers стоят вполовину меньше, чем новые. Подробнее о выхлопе тут.
3. Карбюратор с джет-китом или перепрошитый инжектор.
После того как двигатель стал легче «дышать», нужно побеспокоиться и о стабильной топливной смеси. Ваш карбюратор или инжектор будет нуждаться в коррекции для компенсации того, насколько по-другому дышит двигатель. На карбюраторных моделях это означает установку джет-кита. Это простая операция, описанная в отдельной статье. Инжекторные модели — это отдельная история. Такие модели имеют т.н. топливные карты, которые и определяют, сколько топлива и в какой пропорции с воздухом будет попадать в двигатель. После замены «дыхания» двигателя, стоковая топливная карта может не обеспечивать правильную стабильную смесь во всех режимах. Мотоцикл будет ехать, но единственный путь получить результат от вашего инжектора — перепрошивка в квалифицированном сервисе. Для этого есть простые пути, такие как Power Commander.
4. Новое зажигание (если рекомендуется)
В некоторых случаях можно обойтись и без этого. Особенно с Twin Cam, который использует single fire зажигание. Афтермаркетовые зажигания для TC88 позволяют больше «крутить» двигатель и имеют измененные графики характеристик, но пока вы не планируете крутить выше 6200 об/мин (и не стоит в любом случае!), то стоковое — в самый раз. Evo и ранние модели имеют зажигание Dual-fire и могут реально выиграть от апгрейда на single fire. Очень популярное зажигание DYNA 2000 от Dynatek’s дает отличный результат для Evo.
Вот эти 4 пункта и есть смысл stage1 upgrade. Следующий шаг — Stage2, который включает замену распредвалов, stage 3, 4… с заменой/апгрейдом голов цилиндров, замена цилиндров на большие и многое-многое еще.
А теперь о практике. Установка комбинации нулевик+прямоток+тюнинг карба/инжектора дает прирост в 5-10 лошадиных сил. Расход топлива растет незначительно, например с 5-6 л/100км до 6-8 л/100км. Согласитесь, что это довольно неплохо 🙂
Наслаждайтесь поездкой!
Текст оригинала:
«How to get more power» is one of the most frequently asked question received about improving a Harley’s performance. Some people are looking for more «get up and go» from their stock engines, while others are looking for higher dyno numbers.
For those who have a stock or mildly modified engine the answer is to move up to the next «stage»… or a Stage 1 kit to be more exact. Before dragging out the catalogs and bolting on every gizmo claiming to make your ride go faster let’s start with the basics of a Stage 1 upgrade.
You’ve probably heard terms such as Stage 1, Stage 2, etc. Now depending on who you ask, a Stage 1 upgrade could be anything from an exhaust upgrade to a new carburetor. I’m going to base the term «Stage 1» on what the motor company typically terms for this upgrade. With that said, a Stage 1 upgrade consists of the following:
- Free breathing air cleaner.
- Free breathing exhaust.
- Rejetted carburetor or remapped EFI.
- Upgraded ignition (if require*).
There is probably no greater beginning upgrade you can make than Stage One which is entirely a bolt-on procedure. If you want you can take this upgrade one step at a time however, I recommend going in the order listed above if not all at once.
Free breathing air cleaner. This is the simplest upgrade to perform for most Harley owners. Depending on your budget this ranges from changing the air cleaner to a K&N or other element, to installing higher end air cleaner assemblies like Forcewinders and Hyperchargers. At minimum you need to let your engine breath by changing the stock air cleaner. You don’t have to spend a fortune but pick something that fits your bike well. If your plan is to keep the look of your current cover assembly go with Screamin’ Eagle or Arlen Ness «Big Sucker» assemblies. These allow you to use your stock cover but the difference over stock is amazing.
Free breathing exhaust. As with the air cleaner this upgrade can be simple or extreme. Many choose to keep their stock pipes and go with slip-on mufflers. These are easy to install, maintains a stock look, and adds plenty of performance. Popular slip-on models include HD Screamin’ Eagle II, Cycle Shack, Bubs, and Khrome Werks to name a few. My favorites are the ones from Khrome Werks and Python, but the others are just as good. If your budget is slim (join the club) then try buying used like on Ebay. There you will find many models from people who are upgrading to full exhaust systems or another flavor of the month. I’ve found the best deals on slip-on mufflers on Ebay that were sometimes less than HALF of what the item would cost new. To read more on other exhaust systems check out the Harley Performance Exhaust page.
Rejetted carburetor or remapped EFI. Once your engine is breathing it’s going to need to do a better job at providing a stable fuel mixture. Your carburetor or EFI will need to be corrected to compensate for how differently the engine now breaths. On carbureted models this means rejetting. This is a simple operation that is explained in detail on our site under Carb Jetting. Various kits are available to recalibrate the carburetor including those offered by Dynojet, Yost, and the Stage 1 Carb Kit offered here. EFI models are another story. Fuel injected models use a preprogrammed map to instruct how much fuel is to be delivered. Since you have changed the way the engine breaths, those instructions may not supply the proper stable fuel mixture under all conditions. Granted your bike will still run, but the only way you are going to get the most out of your EFI bike is to have it remapped by a qualified shop. There are simple ways to do this yourself using devices like the Power Commander, which will be detailed in a future article.
Upgraded ignition*. I placed a «*» next to this last item because under certain circumstances you can go without this upgrade and still accomplish a Stage 1 upgrade. Particularly with Twin Cam models, which already use a single fire ignition. Aftermarket TC88 ignitions offer higher rev limits and altered advance curves but unless you plan on hitting 6200 RPM (you shouldn’t anyway!) then stock is just fine. Evo and earlier models have Dual-fire ignitions and can really benefit from the single-fire upgrade. Dynatek’s very popular DYNA 2000 ignition was previously reviewed (see the article, Single-Fire Ignition) and is an excellent performance upgrade for Evo engines.
That’s really the core to performing a Stage 1 upgrade. The next step is Stage 2 which includes a cam upgrade, and Stage 3 (and 4 and beyond) include upgrading your heads, big bore cylinders, and stroker kits. Future articles and reviews are in the works to talk more about these stages and upgrades.
Enjoy the Ride!