18 марта начал действовать п. 2.3.4 ПДД, обязывающий надевать светоотражающую одежду при вынужденной остановке либо аварии. Нужна ли она мотоциклистам?
По новым требованиям ПДД в случае аварии или вынужденной остановки на проезжей части либо обочине на водителе должна быть одежда с полосами из световозвращающего материала. Причем, распространяются данные требования только на темное время суток либо условия ограниченной видимости. К слову, это понятие включает в себя и туман, и изгибы дороги, и сложности, создаваемые рельефом местности, строениями, стоящими автомобилями и т.д. Таким образом, получается, что при торможении на любой более-менее оживленной дороге Правила требуют «засветиться».
Наказание за отсутствие жилета отсутствует, не нужен он и при прохождении техосмотра (хотя сейчас, пожалуй, сложно найти тех, кто действительно проходит осмотр). Нет в КоАП наказания за отсутствие жилета при обычной остановке, не связанной с аварией. Существует единственный пункт Административного кодекса, за который можно «притянуть»: ч. 1 статьи 12.27 КоАП: «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием». Штраф невелик – всего 1000 рублей. Причем никакого исключения для мотоциклистов не существует: новый п. 2.3.4 ПДД распространяется на всех.
Получается, что одежка со светоотражателями все же нужна.
ГОСТ 12.4.218-2014 определяет стандарты специальной сигнальной одежды. Светоотражатели должны занимать не менее 10% площади. Существуют разные варианты расположения полос – от одной до двух горизонтальных и вертикальных. Практически на всей мотоэкипировке есть светоотражающие элементы, хотя далеко не все они соответствуют вышеуказанному ГОСТу.
Практика показывает, что яркая светоотражающая одёжка, хотя порой и вредит имиджу, явно позитивно сказывается на безопасности: мотоцикл становится существенно заметнее.
Существует еще один нюанс. Если после вынужденной остановки произойдет наезд на человека, то при оформлении ДТП инспектор наверняка зафиксирует – был ли выставлен знак аварийной остановки и имелась ли на пострадавшем светоотражающая одежда. В случае отсутствия таковых совершенно неоднозначным становится вопрос виновности. Вполне возможно, что пострадавшему придется оплачивать ущерб либо часть его из собственного кармана.
Ну и «вишенкой на торте» становится неувязка в Правилах, которые, с одной стороны оговаривают обязательное наличие знака аварийной остановки только на мотоциклах с коляской, а с другой стороны, пункт 7.2 ПДД обязывает всех (!) водителей выставить его в случае аварии. И исключений не предусмотрено.