В селе Максимиха Баргузинского района Бурятии прошёл пятый, юбилейный фестиваль скорости «Байкальская миля 2023». На льду Байкала собралось 64 команды из разных регионов России и более трёх тысяч зрителей. Участникам предстояло преодолеть ту самую «байкальскую милю» — 1642 метра (такова максимальная глубина священного озера) на трёх треках, а также попробовать свои силы на треке для дрэг-рейсинга на 1/8 «мили».
В нынешнем году титульным партнером фестиваля выступило АО «АВТОВАЗ». В связи с этим одним из новшеств был зачёт «Формула LADA», в котором на отдельном треке участвовали машины этой марки. Мероприятие проходило при поддержке республиканского правительства, Минтуризма Бурятии и главы республики Алексея Цыденова.
На церемонии открытия министр туризма Бурятии Алдар Доржиев, директор Росзаповедцентра Минприроды России Дарья Мацук, президент «АВТОВАЗ» Максим Соколов, организаторы Дмитрий Хитров и Сергей Мальцев (ООО «Энтузиасты скорости») произнесли слова приветствия, после чего состоялся парад участников заезда.
Фото: Зорикто Дагбаев
Многочисленные зрители пришли не только посмотреть на заезды участников, но и пообщаться с пилотами, и оценить по достоинству их технику. А посмотреть там было на что — чудеса инженерной мысли поражали воображение. Среди прочих машин выделялся крошечный минибайк «Копчёный» Ивана Коха из команды «36 спиц» (Минусинск, Абакан) и ещё одна миниатюрная машина, которую он собрал для дочери:
— В прошлом году я привозил трёхколёсный маленький трайк. Сами делаем технику, каждый год приезжаем, бьём свои рекорды — это у нас добрая зимняя традиция. На дрэг-рейсинге наши два малыша зрелищно выступили, людей повеселили.
Другим оригинальным участником была Людмила Сергеева, «Vedma». Пока другие соперничали со стихией на четырёх- и двухколёсных машинах — она обошлась одним:
Фото: Андрей Ильин
— У меня моноколесо или электрический уницикл. Стандартный, китайский, не модифицированный. Единственные кастомные элементы: удобные педали, их делают в Москве, кожаные подушки и шипованная «липучка» — эта резина предназначена для мототранспорта, но подходит и под моё колесо. Участвую в первый раз и это единственное моноколесо, которое представлено здесь за пять лет. Узнала об этом фестивале, захотелось немножко подначить своих электросподвижников, особенно иркутских и улан-удэнских — в общем всех, кто ездит на моноколёсах, а таких много — чтобы они в следующем году обязательно приехали и побили мой рекорд. На 1/8 я разогналась до 54,2 км/ч. На «миле» была всего один раз, потому что страшно — ветер дует, волнительно. Там я хорошую скорость показать не смогла, так что пытаюсь разогнаться побольше здесь.
Отметим, что итоговый результат заезда Людмилы на 1/8 – 56,5 км/ч. Похоже, её электросподвижникам, если они захотят побить этот рекорд, придётся постараться как следует.
Иркутская команда Александра Чубакова «Байкал 4×4» приехала на соревнования на огромных снегоболотоходах – вездеходах на шинах низкого давления:
— Сейчас мы приехали не просто посмотреть, а поучаствовать. В следующем год уже хотим приехать подготовленными. В принципе и сейчас показали неплохие результаты – разогнали до 77 км/ч вездеход с рекомендованной скоростью 40-50 км/ч. А на следующий год, думаю, будем брать сотню.
Иван Кислицын из московской команды «Custom Box» тоже уже бывал на фестивале, но сейчас здесь впервые в качестве участника:
— Мы приехали из Москвы на Mersedes W114. Два раза я приезжал сюда делать обзор мероприятия, у нас есть свой канал «Custom Box». Первый рекорд для этой машины – то, что мы вообще её собрали за два месяца. Она болталась как на шампуре с полуразрезанным кузовом.
Список участников не ограничился только россиянами – Артур Туманов и его команда «Теслакарсбай» прибыла из Беларуси, чтобы показать свой лучший результат на льду Байкала. Его Tesla Model S Plaid с двигателем мощностью 1020 лошадиных сил показала 258 км/ч – серьёзная заявка на абсолютный рекорд скорости. На «Байкальскую милю» Артур уже приезжал в прошлом году на другой Тесле, которая, по его словам, была помедленнее. Нынешняя машина разгоняется до 100 км/ч за 2,1 секунды. Правда, на асфальте — ледяная стихия стала для неё новым испытанием.
Однако основное соперничество развернулось между командами «Падонки Инжиниринг» (мотоклуб «Падонки Мира», Москва) и «Stealth PCM» (Владивосток). Испытание было непростым – разогнаться до нужной скорости мешал сильный ветер. Пилотов это, впрочем, не смутило.
— Мы команда друзей, команда мотоклуба. Подготовили автомобиль с реактивным двигателем от самолёта «Як-40», около 3,5 тысяч лошадей. На нём был поставлен абсолютный рекорд скорости на прошлых соревнованиях. Сегодня надеемся побить! – прокомментировал перед заездом участник московской команды.
Фото: Зорикто Дагбаев
Первое слово было за «Падонками» – когда их автомобиль на реактивной тяге «100Як» выкатился на лёд, зрители невольно отодвинулись подальше. Завертелась турбина, из сопла вырвался поток горячего воздуха – машина, издав ужасающий рёв, сорвалась с места и умчалась в сторону горизонта. Рекорд, установленный было белорусской Теслой, тут же оказался побит – «100Як» разогнался до 266,558 км/ч. Но расслабляться было рано — пилот Аркадий Романчук на своей Toyota Mark 2 вырвался вперёд в битве за абсолютный рекорд с результатом в 269,521 км/ч. Этого ему показалось мало, на следующий день он ещё немного поддал газу и показал уже 274,956 км/ч, став наконец обладателем кубка абсолютного зачёта.
Тем временем, «Падонки» всё же установили рекорд нынешней «Байкальской мили», Лев Гаряев достиг на льду 283 км/ч – однако это произошло уже вне зачёта. Почти с таким же результатом (283,766 км/ч) пилот лидировал в прошлом году. Таким образом, «Падонки Инжиниринг», хотя и не выиграли кубок, но остались непобеждёнными рекордсменами скорости.
Фото: Зорикто Дагбаев
Зрители, члены команд и организаторы крайне довольны прошедшими соревнованиями. Во время подготовки к заездам им не давали скучать приглашённые артисты творческих коллективов, все желающие могли подкрепиться в общепите – в том числе и прямо на льду. Всё было сделано для того, чтобы посетители в полной мере ощутили гостеприимство нашего края. По словам министра туризма Бурятии Алдара Доржиева, этот фестиваль успел стать главным туристическим событием в республике, а также туристическим брендом, известным не только в России, но и далеко за её пределами.
Фото: Зорикто Дагбаев
— Здесь присутствует около 3 тысяч зрителей, в большинстве своём это местные жители, — сказал министр. — Представлены точки общепита, практически все места размещения забронированы уже задолго до мероприятия. И многие гости, которые приехали сегодня на Байкал, хотят вернуться сюда летом. Они же приедут со своими семьями и друзьями, чтобы встретиться с Байкалом уже в другое время и по другим сценариям. Мы – территория добра и гостеприимства, мы ждём гостей и в любое время их встречаем. От этого плюс всем, в том числе местным жителям. В этом году экологическим партнёром мероприятия стал Росзаповедцентр Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Эта организация занимается формированием новых экологических стандартов, которые будут обязательны для наших туристов при посещении заповедных территорий – а весь Байкал как раз является заповедной территорией. И мы бы хотели внедрять эти правила и стандарты при проведении любых событийных мероприятий на Байкале, как зимой, так и летом.
Директор Росзаповедцентра Минприроды России Дарья Мацук, появившаяся перед гостями в образе «Королевы ветров» (по её словам – дело рук местных «волшебников») поблагодарила всех, кто пришёл на фестиваль. Она порадовалась тому, что участники понимают важность сохранения природы и приехали сюда не просто за спортивными результатами, но также бережно и ответственно относятся к организации мероприятия.
— Я очень рада, что мы стали партнёрами фестиваля «Байкальская миля», это образцово-показательные организаторы мероприятия в таком уникальном месте, — отметила Дарья Мацук. – Что касается соблюдения экологических норм, существуют регламенты с множеством пунктов. Предусмотрены большие штрафы в случае, если на лёд попадёт жидкость из автомобиля – например, бензин.
На следующий день после завершения фестиваля волонтёры из числа участников всероссийской акции по очистке водных объектов «Вода России» навели порядок, чтобы оставить это место таким же чистым и красивым, как и всегда.
И только следы от шипов на льду остались напоминанием, что ещё недавно десятки автомобилей и мотоциклов (и одно моноколесо!) боролись здесь со стихией и ставили невероятные рекорды скорости.