Каким был имидж советской мототехники на Западе и как его создавали.
В Италии, стране Moto Guzzi, Ducati, Cagiva и Gilera, продавать мототехнику из СССР мог только безумец, или очень предприимчивый человек. Именно таким был Луиджи Марторелли. Человек, заслуживший славу не только автоспортсмена, но и механика от Бога. Он мог починить любую технику и любил возиться с ней в гараже. Но так сложились обстоятельства, что энергичный и амбициозный Марторелли мог рассчитывать лишь быть сервис-партнером итальянской автомототехники в окрестностях Милана. Все «вкусные» дилерские контракты уже давно были разобраны.
И вот в 1969 году Марторелли решается начать импорт экзотической техники из СССР – внедорожников ГАЗ-69. Внешнеторговая фирма «Автоэкспорт» как раз искала партнеров в Италии. Уже в 70-х в арсенале советского поставщика были все самые передовые модели тех времен: ВАЗ-2101-03, ГАЗ-24, Москвич-412, ЗАЗ-966, УАЗ-469, мототехника ИЖ, Минск, Восход, «Вятка» и Днепр, Урал. Но поразмыслив, Марторелли сильно огорчился. Ну кому в Италии можно было продать ВАЗ-2101, если там еще полно было FIAT-124? Еще сложнее было найти покупателей на Москвич или ЗАЗ. Да и местная Lancia была куда современнее ГАЗ-24. А вот аналогов крепких УАЗов в Италии в те годы уже не было. Да и мотоцикл Днепр с коляской – это для Италии была уже экзотика.
Марторелли в 1973 году заключает контракт и решается на беспрецедентный шаг для продвижения своей техники. Он отправляется в пробег по пустыне Сахара на 4-х УАЗах и мотоцикле Днепр МТ-9! Фактически по маршруту будущего ралли Париж-Дакар.
В архивах Ульяновского автозавода сохранились переводы статей о том знаменитом пробеге:
«Три автомобиля серии УАЗ-469Б, один дизельный УАЗ и мотоцикл с коляской МТ-9 Днепр, все советского производства, на рассвете 9 января 1975 года направляются в Неаполь, чтобы потом следовать на пароходе в Тунис.»
К освещению этого пробега Марторелли активно привлекает прессу, как бы сейчас сказали: заручился PR-поддержкой. Периодически Марторелли звонил газетчикам и сообщал новости о ходе пробега – фактически вел блог! Пресса активно сообщала подробности, а ведь до первого Париж-Дакара было еще целых 4 года!
Как сообщил мне сын Луиджи — Филиппо Марторелли, пробег «Safety Desert Expedition» был задуман его отцом как блестящий рекламный ход. Ведь впервые через всю Сахару проехал мотоцикл с коляской. И это был наш Днепр!
Целью поездки являлось испытание автомобилей УАЗ и мотоцикла Днепр в суровых климатических условиях.
В архивах достаточно подробно описаны на языке тех времен все приключения Марторелли. Не стану утомлять читателей подробностями, а лишь приведу наиболее яркие моменты.
Два запасных колеса от мотоцикла Луиджи Марторелли, погруженные на багажник машины брата, «улетают», и никто этого не замечает до самого вечера, пока не настает пора разбивать лагерь. Но в пустыне царит невиданная солидарность. Встретив алжирский автомобиль, мы просим водителей посмотреть на дороге наши колеса, и, если найдут, пусть отправят их самолетом в Таманрассет. Именно так все в итоге и происходит.
Глубокие «зыбучие пески» не позволяют развить необходимую скорость для преодоления песчаных хребтов. Нужно брать разбег и затем въезжать на них на большой скорости. От вибрации сотрясается корпус, колеса «танцуют» в стремительном ритме. Мотоцикл ведет себя как «горячая лошадь», подпрыгивает, резко сворачивает вправо и влево, сиденье вибрирует, колеса, кажется, прыгают навстречу препятствиям. Чтобы не вылететь из сиденья, Луиджи Марторелли вынужден стоять на подножке и часто съезжает с дороги. Это не менее опасно, чем «зыбучие пески» из-за ям в земле, которые заставляют его акробатически продвигаться вперед с поднятой от земли коляской мотоцикла. Отрезки дороги, где много песка, автомобили преодолевают легко. А он должен прямо-таки выпрыгивать из седла, толкать мотоцикл в облаке пыли, пока опять не коснется твердой почвы и затем, не снижая скорости, снова вскакивать в седло, чтобы снова врезаться в «зыбучие пески».
Единственная поломка после такого пробега — несколько спиц в колесах мотоцикла, которые буквально разлетелись на кусочки…
А вот что писал популярный итальянский автомобильный журнал Quattroruote в 1975 году:
Приключения окончились. Автомобили и мотоцикл вели себя отлично. На протяжении 11 тысяч километров, из которых больше 7 составляли дороги по пескам, они оставались надежными спутниками. Маленькие неприятности стали невысокой платой за такой маршрут.
После возвращения из Африки к Марторелли уже стояла очередь из желающих купить такую надежную технику. В те времена в Италии мало было мотоциклов, способных проехать 11 тыс. км по Сахаре! Да еще и без единой поломки, не считая спиц.
А что же Челентано? Он частенько заезжал к Марторелли и был наслышан про этот героический пробег. Адриано, как страстный поклонник мотоциклов, тут же захотел такую надежную технику. Да и режисеры его картин не прочь были снимать этот мотоцикл в своих фильмах. К слову, после пробега Марторелли и фильмов с Челентано, имидж у Днепр в Италии был как у техники для респектабельных людей.
Как сказал мне Филиппо Марторелли, Челентано был не единственным «звездным» клиентом. На Днепре ездили и другие итальянские знаменитости — Майк Бонджорно, Джонни Дорелли и др. Вот так создавался этот миф.
По признанию Филлипо, его отец до сих пор хранит в гараже тот самый красный Днепр МТ-9, и вот удивительно, он и сейчас на ходу. 86-летний Луиджи периодически на нем ездит!
Удивительно, но Луиджи Марторелли не одинок в такой привязанности к советской марке Днепр. На Международной странице фанов КМЗ Днепр мне удалось отыскать человека, который в 1976 году приобрел себе Днепр МТ-9 в Австралии. Мистер Грег Коултис – ныне уже пенсионер, но до сих пор иногда ездит на своем 41-летнем красном Днепре на различные мотофестивали. А в далеком 76 году он носился на нем по австралийским пустыням, разгоняя кенгуру. По его словам, купить Днепр он решил после того, как местный дилер устроил пробег через австралийскую пустыню Викторию, где Днепр показал себя очень хорошо. Узнаете прием!
А чтобы у читателя не складывалось мнение, что иностранцы лукавят – завершу свой рассказ примером уже из Белоруссии. Там журналисты издания Onliner.by отыскали человека, который вот уже 46 лет почти ежедневно ездит на мотоцикле Днепр К-650! Купил он его в далеком 1971 году, когда ему было 25 лет. И с тех пор – это его единственный транспорт на всю жизнь! Так они и состарились вместе.
«Мне не раз предлагали его продать. Но я не собираюсь отдавать мотоцикл. Он меня ни разу не подвел. Очень много связано с этим „Днепром“. По молодости ездили с друзьями с девушками знакомиться. А потом он стал незаменимым помощником. Уже своего рода семейная реликвия.» — вспоминает владелец Днепра.
Вот такие три истории, начавшиеся более 40-лет назад, но об одном и том же. О примерах надежности и долговечности советской мототехники. Как видим, миф, созданный тогда, оказался вовсе не беспочвенным. И не мифом вовсе. Не каждый мотоцикл проедет пустыню Сахара и Виктория, и не каждый мотоцикл проездит в таком режиме 46 лет!
Вот такие были мотоциклы.