Lusien, осенний продубас, 2009

Оглавление.

Часть первая. Дорога до Порт-Кавказа, таможня, переправа, Керчь, Судак, Ялта.
Часть вторая. Ласточкино гнездо, Воронцовский дворец, Ай-Петри, пещерный город Эски-Кермен, Бахчисарай.
Часть третья, заключительная. Херсон, Одесса, Измаил, Белгород-Днестровский, снова Одесса (Осенний Рок-н-Ролл) и домой.

Итак, начинаю сказ о своих скитаниях по Крыму, посещении Осеннего Рок-н-Ролла в Одессе и экскурсии в Измаил.
Эта поездка для меня была первой с экскурсионной целью, т.е. каждый день, не ставя рекордов дневного пробега, я собиралась открывать для себя что-то новое, каждое утро просыпаться в новом месте. До нее все, даже самые дальние поездки, были резкими перемещениями из точки А в точку В в максимально сжатые сроки. Изначально попыталась поездку спланировать, т.е. «заложить» столько-то дней на то, столько-то на это, но потом бросила это неблагодарное дело и самым главным планом для меня стало ОТСУТСТВИЕ ВСЯКОГО ПЛАНА!

Часть первая. Дорога до Порт-Кавказа, таможня, переправа, Керчь, Судак, Ялта.
Выехала я в пятницу 19 сентября из мотосекции в 6 вечера (собиралась выехать в 5, однако адский ливень отложил моей выезд на час) и планировала доехать максимум до Тимашевска, чтоб не пилить ночью по мало знакомой трассе (я там одна никогда не ездила)…. однако, как это водится, дорога преподносит свои сюрпризы smile.gif Сначала слегка блуканула в Ленинградской (кто бы мог подумать! Была там много раз). Далее, в Тимашевске мне заночевать не удалось, ибо за номер в гостинице там просили 1800-2000 рублей, а лезть в центр города мне не очень хотелось, тем более, что я чувствовала в себе силы ехать дальше, поэтому на выезде из Тимашевска я спросила у ментов (описывать их всяческие удивления и стандартные вопросы не буду, задостало уже) про ближайший кемпинг, сказали, что есть такой в 60 км в сторону Славянска-на-Кубани (до Славянска 90 км от Тимашевска). Однако, доехав до Славянска, кемпинг я так и не встретила smile.gif под Славянском (там я тоже слегка поблудила, все-таки ночь и местность не знакомая) в мотеле с меня запросили уже чуть меньше — 1500 р., что меня тоже не устроило, поэтому я, махнув рукой решила ехать до Темрюка, куда и прибыла в час ночи. Поселилась в мотеле за 1 000 р. (тоже многовато, но ехать дальше смысла не было). Надо сказать, что дорога в «ту степь» очень хорошая и позволяла даже ночью идти 120-130 км/ч: новый ровный асфальт, уже почти везде разметка, правда, как ни странно, даже ночью много машин.

В субботу 20 сентября встала в 7 утра, выпила кофе, помыла мот (из Новочека выезжала сразу после адского ливня, поэтому мот был сплошным куском грязи) и выдвинулась в Порт-Кавказ с расчетом попасть на паром в 12.15. подъехала к таможне ок. 10.00, машин было всего 2, да и те были не против, что я стала впереди них. В начале 12-го стали запускать на таможню, как обычно, скучная волокита, но никуда от нее не деться…. прошла. Паром задержался примерно на 40 минут. Пока ожидали паром начался дождь, который все усиливался и достиг своего пика в момент погрузки на паром,

также дул жуткий холодный ветер, а черным тучам не было видно конца и края, за пеленой дождя крымский берег едва проглядывал….

я впервые переправлялась на морском пароме! узнала, что я-таки подвержена морской болезни 🙂 через бортик конечно меня не рвало, но мутило нормально smile.gif
выгружаемся с парома, дождь не прекращается, но небо начинает светлеть.
Не могу умолчать об украинских таможенниках на таможенном посту Порт-Крым! Уроды конченные! Ну, или, по крайней мере, такая смена попалась! В очереди я стояла 5-я или 6-я, проехать вперед мне категорически запретили (напоминаю, дождь все льёт!), сунули мне под куртку какую-то бумажку, чтоб не промокла, ничего не сказав, что с ней делать. Когда подошла моя очередь на сбор документов меня упрекнули в том, что эта бумажка не заполнена! Это был квиток на ТС, который на всех других таможнях таможенники заполняют САМИ, туда вносится только гос. номер и вид ТС, и как, спросила я, я должна была его заполнить, если меня даже под навес не пустили. Ладно, фиг с ним, дождь уже почти кончился, поэтому, положив этот огрызок бумажки на мокрый бак, я-таки написала все требуемые буквы. Далее ко мне прицепились, что в миграционной карте я не указала конкретный адрес, по которому я буду проживать в Украине – вообще бред! Я указала цель поездки как туризм и пункт назначения Одесса. Ко мне подходили 3 разных должностных лица и настоятельно рекомендовали вписать конкретную улицу, дом и квартиру, ссылаясь на то, что не могут меня без этого зарегистрировать – снова ерунда! Сказала им, что в Украине была в этом году уже дважды и никто с меня такого не требовал, что врать и писать поддельный адрес я не собираюсь и что вообще не подлежу временной регистрации, поскольку планирую пребывать в Украине менее 90 дней (у них эта норма как у нас). В общем уже давно прошла моя очередь, уехали машины, стоявшие за мной, а мои документы так мне и не возвращались, благо я никуда не торопилась, вымогателей кормить не собиралась. В конце-концов ко мне подошел еще какой-то работник таможни и поинтересовался почему я до сих пор у них торчу, через 5 минут документы были мне возвращены безо всяких дальнейших трудностей!

Всё, что ни делается – всё к лучшему! Пока я торчала на таможне (вся переправа с обеими таможнями у меня заняла 5 часов), тучи расползлись в разные стороны, выглянуло солнце, потеплело, и жизнь наладилась smile.gif

Керчь.
Длинный город, растянутый на многие километры вдоль моря. Свернула по указателю «Центр», попала на набережную, ничего интересного, раздолбанная в хлам дорога, не ухоженные фасады административных зданий. Остановилась. Очень удачно поболтала с водителем «газели» на тему самых интересных достопримечательностей. Поскольку я во времени все-таки была ограничена, был уже 4-ый час дня, а впереди еще была Феодосия и Судак, то в Керчи ограничилась посещением только горы Митридад и обелиска на ней памяти жертвам второй мировой, защитникам Керчи, символа г. Керчь

Митридадская лестница с вершины горы и почти на набережную

Примерно на пол пути до Феодосии снова начинается дождь. На подъезде к городу дождь усиливается, поэтому Феодосию проезжаю мимо, увы…. Держу путь на Судак. Сворачиваю с «верхней» дороги по указателю «Судак» (кажется всего 20 км там было написано). Но эти несчастные 20 км я еду ок. 40 минут. Дождь, задняя резина уже «лысая» (не успела поменять перед отъездом), мокрый, холодный, скользкий, как стекло, неровный асфальт, узкая горная дорога со множеством закрытых поворотов, при попытке открыть резко газ заднее колесо срывает в юз, не могу даже автобус быстро обогнать…. Жуть! Однако черепаший шаг позволяет любоваться окрестными красотами, а именно бескрайними плантациями винограда, отвесными скалами и обилием зелени! Дождь все идет, однако уже совсем слабый. Въезжаю в Страну Коньяков – Коктебель, проезжаю мимо коньячного завода, но решаю вернуться и заехать на завод, а точнее в фирменный магазин

приобретаю «на сувениры» парочку маленьких бутылочек коньяка, еду дальше.

Судак.
Въезжаю в Судак. Уже темнеет.

По настоятельным рекомендациям всех, кто когда-либо там был, еду сразу в Байкер-Паб. Нахожу его по указаниям нескольких случайных прохожих и милиционеров. Подъезжаю к Байкер-Пабу. Вижу внутри Голду с краснодарскими номерами и играющим во всю мочь Ленинградом – уже хорошо! Пока схожу с мота, снимаю все дождевые атрибуты (дождь почти совсем прекратился), ко мне со словами: «О, ростовчанка!» подходит владелец Голды – Капитан Крюк. Спустя минуту подъезжает Фыжр с Доктором на борту. Далее в тот вечер и на следующий день они меня от себя не отпускали smile.gif Быстро познакомились, выяснили множество общих знакомых, что стало гарантией доброго знакомства и моей неприкосновенности smile.gif В их трехместном номере пустовала одна кровать, поэтому с жильем в тот вечер у меня проблемы не возникло. Немного посидели в Пабе, с дороги я выпила чашку кофе и немного виски для сугреву, после чего Док проводил меня в номер для принятия водных процедур, а сам вернулся в Паб (жили в 150 метрах от него), куда я вскоре и направилась уже пешком, чтобы в полной мере отдаться крымской ночи и отдыху.
В Судаке в этот день праздновался День города, поэтому на набережной было множество народа, стояла сцена, шел концерт. Поразило выступление артистов на ходулях. Они танцевали группами, парами и соло – впервые видела такое восхитительное зрелище!!! Гуляли по набережной, возвращались в Байкер-Паб, там танцевали под живую музыку рок-н-ролл, пили виски, во сколько легли спать – не помню smile.gif

21 сентября, воскресенье. Опускаю подробности подъема, завтрака и прочего утреннего «раскачивания», скажу только, что жили мы, как оказалось, не только в 150 метрах от набережной и Паба, но и у основания скалы, на которой стоит Генуэзская крепость и утро мне об этом возвестило чУдной погодой

Коллективным разумом было решено посетить Генуэзскую крепость.
Тут слова заканчиваются….

До и после реконструкции: фото в музее

Набережная Судака с Генуэзской крепости

Зрелище удивительное и захватывающее!

Возвращаемся к месту жительства. Снова начинается дождь. Думаем, что делать: оставаться в Судаке или все-таки ехать дальше. Решили часок вздремнуть, но сон не шел ни к кому, поэтому решили ехать! Упаковались и тронулись в путь снова по дождю, который то усиливался, то слабел и на полпути до Ялты все-таки прекратился!
Храм Святителя Николая, воздвигнут в память о моряках, погибших при исполнении боевых заданий и в контртеррористических операциях уже где-то совсем рядом с Ялтой

Эти якоря на стене возле Храма – наверное они что-то значат. Если тут есть моряки – поясните?

Ялта.
Добрались до Ялты. Поставили моты на стоянку недалеко от набережной и пошли гулять по ней пешком, попутно перекусив в (стыдно сказать) Макдональдсе, ибо в кабак забуриваться было еще рано, также как и заселятся на ночевку.
Набережная Ялты – потрясающее место! Под памятником Ленину пожилые пары под старинную музыку танцуют и поют караоке. Рядом сцена – там проходят соревнования работников охранных предприятий по восточным единоборствам. Десятки больших и маленьких яхт готовы унести вас в открытое море на прогулку

Жизнь на набережной кипит, шумит кучей увеселительных мероприятий, аттракционов и шоу. Тут вам и настоящие индейцы, играющие на флейте, состоящей из множества трубочек разной длины (не запомнила как называется этот инструмент sad.gif ) и йоги, ходящие по стеклам и острию меча и еще куча всяких возможностей потратить деньги. В том числе и вот такой маскарад

с вот такими пепелацами

Также там присутствуют просто бесконечные ряды с картинами и умопомрачительными фотографиями Крыма, стоят телескопы

Очень жалею, что у меня так и не получилось фото огромной волны, которая периодически накатывала на набережную лишь в одном только ее месте, вызывая фонтан брызг высотой метров 5!!!! Судя по тому, что этот момент отражен на очень многих памятных сувенирах, фото и картинах – он является одним из символов Ялты!
Из любопытства зашли в продуктовый магазин. Немного были шокированы его совковостью (это-то на набережной, где все начищено до блеска!!!): покрашенные масляной краской стены, явная недостаточность освещенности помещения, отсутствие всякого проветривания…. Однако алкогольная составляющая этого магазина меня ввергла просто в ступор! Витриной с алкоголем можно было любоваться часами! Она просто огромна! Все сплошь местного производства. Влюбилась в шампанское в маааааленьких бутылочках по 250 гр. купила сразу 3 на сувениры

Потом подумала и купила еще 2 маааленьких бутылочки марочного Массандровского вина тоже на сувениры. Все такими порциями потому, что кофры-таки не резиновые и тотальный шмон на таможне (можно провозить беспошлинно 1 литр крепкого спиртного, 1 литр вина и кажется 1,5 литра пива, а «договариваться» с таможенниками тоже не хотелось).

Бродили по набережной несколько часов, устали, решили вернуться к мотоциклам и покататься по ночной Ялте. Удовольствие оказалось «так себе»: одностороннее движение, сплошные спуски/подъемы/повороты/запрещающие знаки, отвратная дорога. В результате подъехали к набережной с другой стороны, увидели еще 2 припаркованных мота, решили остановиться рядом, тем более, что рядом был ресторан с манящей надписью «Октоберфест». Зашли, заказали по бокалу пива и нехитрой закуски. Пока ожидали заказа, наслаждались пивом, подъехали еще 3 мота. По звуку одного определила сразу – Харли. Немного не угадала – Буля, но тоже не далеко. Два других, кажется, были спорты или около того. Вышли из ресторана, поприветствовали братьев-байкеров, разговорились о том, о сем. Владелец Були – Сергей любезно предоставил нам одну из своих квартир для ночевки за символические гроши уборщикам. Поставили мотоциклы снова на стоянку, предварительно сгрузив все необходимое для ночевки.
Ночевка была тяжелой. Пили коктебельский коньяк. Но очень хитро smile.gif При вселении в квартиру ребята выпили с хозяином «па-чуть-чуть» коньяка, а я откупорила одну из шампанских-малюток. Уже отогнав моты на стоянку (200 метров от места жительства) вспомнили, что что-то надо взять из Капитанской Голды, кажется что-то из еды или спальник (не помню сейчас уже). Пошли с Капитаном к мотам, а Док остался дома. В кофре обнаружилась бутылочка коньяка, которую Капитан предложил «па-чуть-чуть» начать. Прямо на Голде начали. Потом пошли искать еду. А, поскольку времени уже было ок. часа ночи, то все приличные магазины уже были закрыты, пошли искать круглосуточный. Нашли. Купили закуски. Пошли обратно «домой». Док нас уже потерял, оказалось мы бродили почти полтора часа. Выпили бутылку коньяка, начатую с хозяином квартиры. Вспомнили про бутылку, оставшуюся в кофре Голды. Снова пошли к мотам. На Голде с Капитаном выпили еще «па-чуть-чуть», допили «дома»…. во сколько легли спать – не помню….. Подробности утренней побудки опускаю, всем было очень тяжко. Радовал только вид из окна

Из дома мы выбрались не раньше полудня, очень невкусно позавтракали в столовой рядом с местом ночевки. Еда была реально отвратительной, а заказали много чтобы хоть немного снизить уровень алкоголя в крови, затолкали еду в себя почти насильно.
Далее наши пути расходились: Капитан возвращался в Судак, поскольку договаривался там встретиться с друзьями, а мы с Доком поехали дальше колесить по Крыму, договорившись встретиться с Капитаном и его друзьями в Одессе

Часть вторая. Ласточкино гнездо, Воронцовский дворец, Ай-Петри, пещерный город Эски-Кермен, Бахчисарай.
Следующим пунктом нашего маршрута решено было обозначить «Ласточкино гнездо». Сказано-сделано. Поехали смотреть. Тут слова снова стали не нужны

Внутри самого сооружения ресторан, но, почему-то в голову даже мысль не пришла туда заглянуть….

Совсем недалеко от Ласточкина гнезда находилась еще одна достопримечательность – Воронцовский дворец.
Лирическое отступление: вот за что мне Украина пришлась по душе, так это за ее любовь к своим достопримечательностям! Мимо них проехать просто не реально! Указатели стоят везде так, что дорогу спрашивать почти нет смысла! При чем это касается не только Крыма, но и других частей Хохляндии!
Итак, Воронцовский дворец. Вообще Воронцовский дворец – это не только само здание, но и огромнейший парк вокруг него, являющийся памятником садово-паркового искусства. Парк этот содержит в себе целую систему каналов, озер и водопадов

На его осмотр стОит выделять световой день целиком! Нескольких часов нам было ОЧЕНЬ мало!

Снова слов просто нет.

Осмотр был окончен около 5-и часов вечера по местному времени. Светлого времени у нас оставалось чуть больше часа. Стала дилемма: куда дальше?! Перебрали кучу вариантов: остаться снова в Ялте (Алуште, Алупке), рвануть далее по берегу в Балаклаву, подняться на Ай-Петри (далее либо спуститься с нее, либо там заночевать). Выбор пал на «подняться на Ай-Петри и там заночевать». У Дока был полный тур. комплект: палатка, каримат, спальник, также Док предусмотрительно забрал у Капитана его спальник для меня.
Подъем на Ай-Петри (высота ок. 1240 м) начинался прямо в Ялте. Длина пути до вершины – ок. 20 км. Ехали мы их более 40 минут! Это был ОЧЕНЬ КРУТОЙ СЕРПАНТИН! На извилистых «прямиках» длиной не более 200 метров едва ли можно было разогнаться до 50 км/ч, в основном каждые 100 метров «тещины языки» (развороты на 180 градусов) да еще и с резкими подъемами! Нам с Харли было тяжело. Один раз чуть не протаранили «четверку» и не упали, но я его удержала, а на «четверке» попался вменяемый водитель и беды удалось избежать.
Проехали мимо указателя на водопад Учан-Су – видимо полюбуюсь в другой раз, увы, невозможно объять необъятное!

Примерно на пол пути выехали на смотровую площадку «Серебряная беседка»

Остановились. Не остановиться было нельзя: с набором высоты температура воздуха резко падала, рулить чеппером на таких поворотах было крайне тяжело, болели запястья (никогда раньше не испытывала такого чувства!), поэтому небольшая прогулка нам не помешала. Вид из Беседки открывался потрясающий

Жаль, что сумерки уже окутали склоны горы, а побережье еще было залито солнцем…..

Отдохнули, едем дальше. Постоянно на подъеме пересекались с группой велосипедистов….. маньяки! Мы на мотах – сумасшедшие! А они на великах в такую крутизну! Респект им полюбому!
Вся дорога на Ай-Петри – это сплошной лес, куда даже в самый ясный день лишь редкие лучи Солнца способны заглянуть. Над дорогой сплошной зеленый свод, едешь как в тоннеле. Дорога узкая – две легковушки расходятся с трудом, въезд автобусам и грузовикам запрещен
Наконец выезжаем на ровную площадку – вершину перевала, дальше только вниз!
Стоят несколько кафешек. Все армянские. Хозяева сих заведений «борются за каждого клиента» буквально разрывая нас на части и уговаривая остаться именно у них

Оставляем моты возле первой попавшейся и буквально бежим фотографировать виды, пока Солнце не скрылось за горизонтом и наползающей на гору тучей

Буквально 20 минут и мы – ёжики в тумане, а точнее в облаке smile.gif

Ло-шад-ка-а-а-аааа!

Теперь я совершенно точно могу сказать, что трогала облака!!! Я знаю, какие они на ощупь: влажные, холодные и нежные! Впервые в жизни я ловила клочья облака руками, пропускала их сквозь пальцы – это потрясающе! Я много раз бывала в горах и на высотах гораздо больших 1200 с фигом метров! Видела облака далеко внизу, попадала в облака! Но никогда ранее мне не доводилось видеть и в прямом смысле трогать пролетающие мимо белые маленькие клочки облака!
Разместились в одном из кафе, где впоследствии с разрешения хозяев и заночевали

Заказали плов и я – пиво, Док – чачу, потом еще овощи и шашлык. Спали прямо на подушках, укутавшись в спальники на свежем воздухе (на веранде – там нет дверей), температура воздуха +7. За ночлег с нас ничего не взяли!
Нереальный кайф!

23 сентября, вторник (честно говоря, счет дней потерялся там совсем) поднялись, как и договаривались, рано, в 7 утра, чтобы как можно больше увидеть в этот день. В 8 уже были «в седле». Первым делом поехали смотреть другой край Ай-Петри, куда ведет канатная дорога и откуда видно вершину горы – скалу Трезубец. В виду раннего часа там ни души, никто не мешает нам созерцать это великолепие!

Уходим на спуск. Снова крутой серпантин в тоннеле из деревьев. Спускаемся уже в сторону «материка», примерно на пол пути спуска видим указатели: Большой Крымский Каньон и Водопад Серебряные струи. Остановились в раздумье: идти смотреть или ехать дальше…… Эх! Решили ехать дальше…. В планах на день был пещерный город (мы пока не знали, в какой именно попадем) и Бахчисарай, а далее уже как фишка ляжет…..
Спустились. Пошли первые населенные пункты и уже относительно равнинная местность. Стали спрашивать у местных, где ближайший пещерный город, сказали, что это Эски-Кермен и до него совсем недалеко (кажется 30-40 км), объяснили как проехать. Оказалось достаточно просто: мы ведь ехали по дороге Ялта-Бахчисарай, с нее шло ответвление на Севастополь в нас. пункте Танковое. Въехали в Танковое, по указателю на Севастополь свернули и дальше уже стояли указатели на пещерный город. Когда свернули с трассы по указателю на Эски-Кермен, дорога пошла ужасная: 9 км ям, щебня, колеи, разбитой бетонки – ехала и плакала, и проклинала все на свете и уже ничему не была рада, уже готова была вернуться обратно на трассу, когда мы наконец до него доехали! Встречали нас просто по-царски, всем миром smile.gif

Град сей является памятником истории и археологии и расположен на верхушке скалы.

У основания скалы предприимчивые граждане организовали пункт питания, ночлега и оказания прочих туристических услуг (типа ночевки в комфортабельных пещерах). Тут же появился смотритель «памятника», собрал с нас дань в размере 15 гривен с лица, рассказал откуда лучше начинать осмотр, обещался приглядеть за мотами.
Хорошо, что у меня с собой были кроссовки, лазать по скалам и обезьяньим тропам в казаках было бы явно не удобно.

Взобрались на скалу и пошли по ее краю. Перед нами открывались удивительные картины

Было очень жарко. Шли долго, останавливаясь и фотографируя каждый вид, а пещеры так и не показывались. Я уже начала терять терпение и задаваться риторическим вопросом: ну когда ж мы уже до них дойдем?!
Тут появилось первое чудо пещерного города: осадный колодец

В глубину скалы уходили 86 ступеней (как рассказал нам «смотритель»). Какую роль играло это сооружение в обороне города для нас осталось загадкой.
Прошли еще немного и перед нашими взорами предстал пещерный город во всей красе

От увиденного захватывало дух! Затаив дыханье и боясь проронить хоть слово (да их и не было, слов) мы старались заглянуть в каждый уголок этих рукотворных пещер, понять: КАК там, на высоте более 30 метров, в отсутствие источника воды, жили люди?! КАК и ЧЕМ они выбирали породу из скалы?! Вопросов было больше чем ответов, поэтому раскрыв рты мы бродили по этому городу, удивляясь вновь и вновь с каждым шагом все больше….

Вот алтарь, здесь явно был храм

Об этом свидетельствуют и места захоронения усопших: прямоугольные углубления в полу длиной в рост среднего человека и глубиной не более полуметра (я уже видела похожие в Нижнем Архызе)

Дальше решили не идти и возвращаться к месту стоянки мотоциклов по нижней дороге.

По пути вниз снова храм, снова в скале!

Уже сейчас перерывая Интернет в поисках подробной информации об увиденном, понимаю, что в этом городе мы не увидели и пятой части того, что там есть! И это не смотря на то, что мы провели в нем около 3 часов! А это значит, что есть повод снова туда вернуться и увидеть! Возможно, заночевать там, поскольку на осмотр всего комплекса, скорее всего может уйти целый день.

Учитывая то, что завтрака у нас почти не было (чашка кофе и сухофрукты с орехами не в счет), мы изрядно проголодались, поэтому у подножия пещерного города мы треснули украинского борща и пельмешков (все было очень вкусно), после чего выдвинулись в путь на Бахчисарай, до которого было всего ок. 20-30 км.

Въехали в Бахчисарай. Уже привыкли к тому, что спрашивать ничего не нужно, указатели стоят везде на украинском и английском языках даже с указанием расстояния до «объекта», поэтому Ханский дворец нашли сразу.

Бахчисарай оказался таким, каким я его себе и представляла: восточный базар! Кругом все галдят, зазывают тебя отведать что-нибудь вкусное, купить что-нибудь красивое, буквально хватают за руки и тянут. Улицы узкие, извилистые, дороги плохие.
Вход на территорию Ханского дворца бесплатный, однако во внутреннем дворе особо интересного ничего нет.

Все самое интересное внутри здания: фонтанный дворик (где расположен тот самый Фонтан слез, воспетый Пушкиным в «Бахчисарайском фонтане»), различные музейные экспозиции и т.п., куда вход уже за денежку и не такую уж малую – 40 гривен (почти 200 рублей).
Доктор отказался от этого «удовольствия» сразу, а я решила, что приехать в Бахчисарай, в Ханский дворец, и не увидеть знаменитый фонтан – это непростительно!
И вот я брожу сама по дворцу (экскурсию решила не дожидаться, ибо во времени была ограничена все-таки)

Вот он, тот самый Фонтан слез, построенный по указанию хана Менги-Герея в память о своей безвременно усопшей возлюбленной…..

Действительно, без слез не взглянешь….

Не могу сказать, что я была разочарована увиденным, поскольку знала, что из себя представляет этот фонтан и дворец, поэтому не ожидала ничего сверхъестественного, но как-то все-таки хотелось бОльшего.
Скажем так, отметилась – и ладно.

Судя по указателям, в 3-х километрах от Ханского дворца находился еще один пещерный город – Чуфут-Кале. Решили ехать к нему. Однако, поднявшись по дороге на мотоциклах в указанном направлении, уперлись в шлагбаум, далее пешеходная зона: сначала Монастырь, а через километр Чуфут-Кале. Поскольку в этот день мы уже порядком набродились пешком и в пещерном городе уже были, решили не тратить время и ехать дальше – в Симферополь. В Симферополе ничего для нас интересного не оказалось: очередные раскопки да военные памятники. Решили ехать до Красноперекопска и там заночевать, ибо солнце уже клонилось к закату. Надо сказать, что Бахчисарай у нас был переломным пунктом, там мы еще сомневались, а может все-таки вернуться на побережье, в Балаклаву, но все же приняли решение уже курс держать на Одессу.
Доехали до Красноперекопска. Почти стемнело. Почему-то желание заночевать в этом городе у нас пропало, и мы решили ехать до Херсона. Доехали часов в 9 вечера. В итоге за этот день мы проехали около 500 км. Дороги на трассе почти везде вполне приличные, позволяли даже в темноте ехать за 100 км/ч. Между Красноперекопском и Херсоном (ок. 100 км) положили почти везде новый асфальт, разметку, отбойники, однако попадались и участки с жуткой «стиральной доской», но мало.
В Херсоне решили не умничать с самостоятельным поиском места ночевки, а просто взяли таксиста, задали ему устраивающую нас ценовую категорию и он отвел нас в гостиничку вполне себе приличную: тепло, сухо, горячая/холодная вода, душ, телевизор, номер отделан деревом. Съездили за 2 квартала в магазин, купили пива и еды, вернулись в номер и за кружечкой местного пива стали смотреть Джеймса Бонда «Казино Рояль» на хохлячем языке. Наелись, посмеялись вволю и легли спать.

Часть третья, заключительная. Херсон, Одесса, Измаил, Белгород-Днестровский, снова Одесса (Осенний Рок-н-Ролл) и домой.
24 сентября, среда.
План на день был такой:

1) помыть мотоциклы (ибо после дождя в Судаке помыть их не было возможности);

2) посмотреть Херсон;

3) добраться до Одессы.
Мойка удалась на славу! Случилось то, что иногда все-таки случается с мотоциклами после мойки – мой Спорти отказался заводится. Нажимаешь кнопочку «старт» и кроме треска более никаких звуков. Первым делом решили глянуть предохранители и аккумулятор. Для этого мне нужно было снять сиденье. Достала отвертку, подхожу к креплению сиденья и – оппа! А винта крепления-то и нет! То-то мне ночью показалась странной легкая разболтанность сиденья….. Рядом с мойкой оказался мото-скутер магазин, там ребята подобрали мне более-менее подходящий болтик (более-менее потому, что у Харли все резьбы дюймовые, а болтик-таки был метрическим – результат – срыв резьбы sad.gif , но главное, что сиденье теперь не болталось). Проверили предохранители – целы! Вытащили главный, продули его на всякий случай от возможной воды, проверили клеммы на аккумуляторе – все в порядке. Пробуем завести – всё отлично, завелся! Собираем всё на место, попутно узнаем у местных как проехать в центр города, едем в гостиницу грузиться.
Херсон – город большой, типа Ростова, движение весьма оживленное, немного поблудив, выезжаем на набережную Днепра. Ничего особенного в ней нет, даже разочаровались. В длину она метров 300, одна кафешка и памятник

А также пушки, направленные в сторону Днепровского лимана

Узнали у коренных жителей, что никакой крепости тут уже и в помине нет, от нее остались только Очаковские ворота, да Екатерининский собор, в котором захоронен прах князя Потемкина. Ну что ж, поехали смотреть хоть это

Надо сказать, что Херсон отпускать нас явно не хотел:
— при попытке уехать с набережной у меня снова отказался заводиться мотоцикл. Снова всё разобрали. Теперь Доктор все-таки настоял на том, чтобы клеммы на аккумуляторе не просто посмотрели, но и затянули их потуже, а они действительно оказались очень ослабшими. Затянули, собрали, поехали;
— мне нужно был поменять рубли на гривны, но сделать это мы смогли только в 4-ом банке (банков в Украине, кстати, как грязи, но поменять валюту оказалось проблематичным): в одном был перерыв, в другом какие-то технически проблемы, в третьем вообще сказали, что рубли они не принимают (вообще взбесило!), в четвертом кассир хотела было меня отшить в виду того что у них начинался перерыв, но я сильно возмутилась и она все-таки меня рассчитала;
— выехать из Херсона тоже оказалось проблемой, поскольку все, у кого мы спрашивали про выезд из города в сторону Одессы, показывали и объясняли нам разные маршруты – пипец! Кружили по нему около получаса, прежде чем нашли нужный нам выезд….

Наконец-то выбрались и помчали в Одессу.
А вот и она

Несмотря на то, что был только вечер среды, местные жители нам порекомендовали сразу отправляться на место проведения Осеннего Рок-н-Ролла – стадион «Одескабель». Это место оказалось совсем близко от въезда в город и не ища пока что лишних приключений мы последовали именно туда. И не прогадали! Подготовка к шоу уже шла полным ходом: строилась сцена, навесы для кафешек и торговых точек, а главное всех встречал сам Андрей Гоблин! Заехали на территорию, познакомились с Андреем. Док остался ставить палатку на самом стадионе, а я решила заселиться в Дом Павловых – гостиный двор, расположенный прямо за забором «Одескабеля».

Заехала на территорию Дома Павловых, ещё не успела заглушить мотор, как услышала слова: «О, а это видимо Люсьен приехала!». Первые мои мысли: «Блин, ну ведь за 900 км от дома, никогда тут раньше не была, фест еще не начался, ну кто меня тут может знать?!!!!» smile.gif Всё оказалось просто, это была бригада с Чоппер-форума – москвичи: Маклауд, Монгол, Цундапп, Антеп, Егор и Юрген из Владимира. Очень рада личному знакомству, отличная компания!!!!
Заселилась в 4-местный номер, поскольку в четверг должны были приехать мои друзья из Москвы: Танюша, Маша и Данила, которые к тому времени уже успели заехать ко мне в гости, скататься в Тамань, потом быстро проскочить через Крым и Одессу в Молдавию, снова вернуться в Крым и теперь держали путь снова в Одессу smile.gif
Первым делом после расселения пошла купаться в море! Наконец-то! В Крыму не удосужилась даже ручки помочить в море, теперь наверстывала в Одессе…..
После моря – душ и вперед – общаться с товарищами с Чоппер-форума и дожидаться приезда Капитана Крюка с «сарафаном» в еще 10 мотоциклов! По ходу общения объявляю ребятам, что завтра, в четверг, еду в Измаил и буду рада любой компании, так у меня появился напарник – Антоша, с которым рано утром в четверг мы и поехали в этот город-сам себе герой smile.gif
Часов в 10 вечера меня находит Доктор и зовет встречать Капитана. В результате встречи едем кататься по ночной Одессе до 3 часов ночи…..

25 сентября, четверг.
Ранее утро. Вид с балкона номера

Поспала всего 4 часа, но….. Измаил ждет!

В 8 утра встретились с Антоном, как и договаривались, на стоянке возле мотов. После некоторых расспросов местных жителей выяснили направление нашего движения в сторону Измаила и покатили. Собственно сама дорога не особо интересна. 240-260 км от Одессы до Измаила. Дорога качества «на троечку», т.е. «стиральная доска», гравий и песок прямо на полотне, поэтому выше 100 км/ч ехали редко. Интересен тот факт, что ок. 15 км проехали по Преднестровской республике, о чем свидетельствовали КПП на которых пограничники нам давали какие-то бумажки, которые на выезде мы должны были отдать. За 2 км до Измаила заехали на заправку и тут я обнаруживаю, что фотоаппарата нет, висел в чехле на ремне…. Шок…. Слов просто не было…. Потеряла…. А там весь Крым: более 500 фото!!! Чуть не плачу, Антон как может успокаивает…. Ну что ж, жизнь не останавливается, въезжаем в Измаил (далее пойдут фото с фотоаппарата Антона в виду утери моего)

Пока фотографировались возле этой надписи, подъехала машина, из которой выскочила шустрая девушка, представилась Сашей, тоже ездящей на мотоцикле (нифига себе – Трансальп!). К сожалению, в данный момент сопроводить нас не могла, ибо торопилась в судебное заседание – адвокат, но рассказала, как проехать на набережную Дуная и обещалась попозже присоединиться. Собственно проехать на набережную, по ее словам, было просто: все время прямо по главной улице. Но все оказалось не так просто! Через несколько перекрестков в указанном направлении нас ждал нежданчик в виде знака «Въезд на мотоциклах запрещен» (тот, что мотик в красном кружке на белом фоне). Первый такой знак мы проехали, типа не заметили. Второй перекресток с таким знаком мы уже проезжали опасливо. На третьем перекрестке нам-таки пришлось свернуть направо, поскольку снова стоял этот долбанный знак, а за ним менты. Дальше начались наши, казавшиеся бесконечными, блукания по Измаилу….. Дороги – жесть, понимаю, почему Саша ездит на Трансальпе, улицы узкие, разбитые, не ухоженные, везде одностороннее движение, очень во многих местах въезд запрещен даже велосипедам (уж они-то какой вред могут нанести этому бездорожью – непонятно!), не говоря уже о скутерах и мотоциклах (так и весят по три знака). В общем, вместо прямолинейного движения к Дунаю, мы совершали движения по змейке, учитывая все запреты и знаки (надо сказать, что ментов много в городе было и не известно чем бы нам обернулось пренебрежение к их организации дорожного движения). С горем пополам добрались до набережной. Первым делом пошли в кафе покушать, ибо времени было уже час или два дня, а мы еще даже не завтракали. Во время проезда города познакомились с еще одним местным мотоциклистом – Максом (у него кроссач), который тоже был на машине, обещался по городу провести, но тоже немного позже. Поэтому в ожидании Саши и Макса мы осели в кафешке на набережной. Поскольку кафешка там была одна, то за клиентов они совсем не боролись, поэтому обслуживали нас очень долго, стоило все дороговато, однако достаточно вкусно. Пока кушали, приехала Саша и мы пошли гулять по «набережной». В кавычках «набережная» потому, что ее там всего метров 200-300 smile.gif
Противоположный берег уже Румыния

На набережной же находится Морской вокзал. Удивило, что на реке стоит именно морской вокзал, оказывается, что сюда заходят и морские суда

С Сашей

Потом Сашу снова вызвали по работе, но подъехал Макс и повез нас в диораму взятия Измаила

Где в магнитофонной записи мы прослушали в кратком изложении весь ход боя за крепость Измаил.

Диорама находится в здании бывшей мечети – ровесницы крепости Измаил и единственном здании, сохранившемся с тех времен.

Потом мы изъявили желание посмотреть на остатки крепости Измаил…. Увы, это все, что от нее осталось

По Парижскому мирному договору Россия обязана была уничтожить сею крепость, что и было сделано….
Потом был памятник Суворову

Красивейший Храм в центре города

Видя всю эту красоту и разруху одновременно, меня интересовал один вопрос: ПОЧЕМУ не ведутся археологические раскопки, не разворачивается туристический бизнес – ведь этот город – город славы Русского Оружия?! Макс мне дал исчерпывающий ответ: Измаил – город славы РУССКОГО оружия, а не украинского, поэтому украинское правительство не выделяет ни копейки денег на подобные мероприятия, считая, что этим должна заниматься Россия….. обидно, черт возьми….
Далее нам с Максом пришлось распрощаться и выдвигаться в обратный путь. На этот раз мы прямо подошли к ментам и попросили «разрешения» проехать через центр, обещая вести себя хорошо. Менты пожурили немного, но разрешили (мы денег им не давали).
На прощанье фото возле стелы «Измаил»

И курс на Одессу. Всю светлую часть пути я пыталась «найти» свой фотоаппарат, вглядывалась в обочины, останавливалась возле ментов спросить не находил ли кто, не отдавал ли им. Шансы были конечно чрезвычайно малы, но хотелось использовать и их.

Остановились в каком-то населенном пункте – купили 4 литра домашнего вина «на вечер».
Немного вернувшись назад, скажу, что Саша нас предупредила, что никакой крепости в Измаиле мы не увидим, и что если мы хотим увидеть реальную, настоящую крепость, то нам надо ехать в Белгород-Днестровский. Почему-то мы с Антоном решили, что этот самый Белгород находится где-то сильно в стороне от дороги на Одессу и, немного подумав, решили, что заезжать в него не будем, поскольку уже время шло к закату, а по темноте, да по тем дорогам не очень хотелось испытывать судьбу.
Каково было наше удивленье, когда мы проехали указатель: «Направо Белгород-Днестровский – 20 км». Наши мысли совпали, конечно же мы туда заедем! Развернулись и поехали смотреть крепость! Нашли ее без особого труда.
Вид нас ошеломил!

Аккерманская крепость 13-15 веков сохранилась практически в первозданном виде, целиком – это вам не реконструкторский новодел в Судаке!
При покупке входных билетов на территорию крепости добрые тети-билетерши предупредили нас, что у них в городе не спокойно, что грабят машины и с целью сохранения наших мотоциклов предложили ЗАКАТИТЬ ИХ В КРЕПОСТЬ!
Решили не злоупотреблять добрым расположением персонала крепости и моты загнали только на мост через ров

Здесь же, у основания крепости находятся раскопки древнего торгового города Тира

И все это великолепие находится прямо на берегу Днестровского лимана.
К сожалению, солнце село, крепость закрылась и уже по темноте мы поехали в Одессу, оставалось еще около 110 км.
Все это время я ни на минуту не забывала о своей потере – фотоаппарате. Оставалась последняя надежда – заправка после преднестровской границы. Мы на ней останавливались по дороге в Измаил и там я фотоаппарат снимала с пояса (не спрашивайте зачем) и клала на кофр, а вот как надевала его обратно – не помню, надеялась, что с кофра он упал на заправке. Только мы подъехали к заправке, как на встречу нам поторопился охранник со словами: «Ну, слава Богу, вы приехали, а то мы ваш фотоаппарат уже собирались отдавать пограничникам, чтоб вам передали!».
Чудо?! Нет – простое человеческое отношение! Хотя сейчас это наверное из разряда чудес! От радости обретения фотоаппарата я прыгала, обнимала охранника, заправщицу и Антона! Охраннику и заправщице дала 50 гривен. Спасибо им огромное!
В Одессу мы приехали в 10 часов вечера, проведя в дороге, таким образом, 14 часов и проехав в тот день почти 600 км. В Доме Павловых нас уже заждались и испереживались Таня, Данила и Маша, приехавшие из Крыма, а также все наши товарищи, поскольку связь с нами была утрачена еще в первой половине дня: мой телефон сел и кончились деньги, у Антона местная симка была заблокирована, а на московской не было денег.
Оставшаяся часть вечера прошла с вином, кальяном и нехитрой закуской. Жисть прекрасна!

26 сентября, пятница. Первую половину дня отсыпаемся, купаемся в море. На 14.00 намечен выезд в центр Одессы с экскурсионной целью, для чего прошедшим вечером нашими бравыми хлопцами уже была «зафрахтована» местная прелестница Ирина.
Очень хотелось попасть в катакомбы. По словам Иришки в них можно было попасть через военный музей, однако музей был закрыт, поэтому посмотрели лишь на военную технику, коей навалом в любом военном музее под открытым небом, поэтому даже фотки не буду выкладывать, надоели эти танки/самолеты и пр. уже до смерти….
После музея поехали на Привоз, вот это было поинтереснее любого музея!

На рынке шла бойкая торговля, несмотря на уже достаточно поздний час для рынка (ок. 16.00)

Привоз конечно впечатлил многим!
Во-первых, попав в него, словно окунулся в Одессу не то времен гражданской войны, не-то 30-х годов, не-то 60-х, но никак не современности (даже не знаю почему).
Во-вторых, этот одесский говор! Это просто песТня! Можно просто ходить и слушать как общаются Сарочки с Циличками и записывать их речевые обороты smile.gif
В-третьих, (честно говоря, не ожидала) – жуткая грязь и вонь! Урны там, кажется, не были предусмотрены вообще, по крайней мере я не увидела ни одной, хотя мы галопом проскакали бОльшую часть рынка. Объедки, бумажки, остатки упаковок вперемешку с котами валялись прямо под ногами.
Парни прикупили себе по трехкилограммовому шматочку сала. Также взяли кавбаски и хлебушка и быстренько заточили их не выходя из рынка. Еще вина бессарабского на розлив взяли на вечер и поехали дальше с прицелом уже ехать «домой» то-бишь к месту жительства в Дом Павловых.

Но по дороге случайно проехали Потемкинскую лестницу и все же решили остановиться и подняться по ней к мсье Дюку Ришелье, которого считают основателем Одессы

Прошагали 192 ступени наверх (я считала!) и увидели Морвокзал и гостиницу Одесса

Все время пребывания в Одессе мой мозг сверлили слова песни ЧИЖа: «Улыбаясь Дюку, по бульвару брожу, со второго люка на него не гляжу….» Почему? При чем здесь второй люк и почему с него не принято глядеть на мсье?
Ира отвела меня на место того самого второго люка:

Если кто-то не обратил внимания, скажу словами Википедии: «Если смотреть на памятник с водопроводного люка слева от него, то свиток и складки одежды Дюка чрезвычайно похожи на мужские гениталии»
Решив, что на сегодня с нас достаточно, поехали все же «домой». Снова засели на территории Дома Павловых с вином, кальяном и всем, что приносили с собой периодически приходящие и уходящие персонажи.
Надо сказать, что периодически мы все-таки выходили на стадион, чтобы посмотреть, как там проходит Осенний Рок-н-Ролл. Собственно говоря, ничего сверх интересного не происходило: сцена, музыка, торговые точки (питание, фестивальные сувениры, мото-атрибутика, расходники и мелкие запчасти, экипировка) множество столов, лавок, вроде никому не тесно. Народ тусит: уезжает, приезжает, выпивает, танцует, общается, красота! Порадовало наличие рем-зоны, где в основном ошивались «счастливые» обладатели отечественного мото-прома, действительно нужная вещь на слетах такого масштаба!

27 сентября, суббота. Время «Ч» — 12.00 – старт колонны по городу.

Колонна была не очень большая – мотов 300.

Немного поколесив по городу приехали на соревнования по дрифтингу, красиво прошлись всей колонной по площадке для дрифта и закатились на специально огороженную парковку.
Недолго понаблюдали за тем как дорогущие тачки пролетают в заносе в миллиметрах от бетонных ограждений и за 2-3 заезда спиливают комплект резины, потом как то же самое проделывают «семерки», «пятерки» и прочая классика (фото Маклауда)

Окончания соревнований и централизованного выезда колонны ждать не стали, а «вооружившись» новой местной сопровождающей Ксюшей и прихватив с собой Мишу (Йохан Вайс с Мотофорума), снова покатили смотреть Одессу.
Теперь нас ждала пешеходная экскурсия. Мотоциклы оставили на Преображенской улице недалеко от Спасо-Преображенского Собора

и начала улицы Дерибасовской.

На площади возле Собора организован рынок всяческих рукодельных сувениров, где мы познакомились с Мадам Борщ (как она сама себя изволила величать) – коренной Одесситкой.

Общение с ней доставило истинное удовольствие: ни в сказке сказать, ни пером описАть ))))))))))
Очень здОрово было увидеть место, специально оборудованное для игр в шашки, шахматы, домино, где люди преклонного возраста и явно небольшого достатка за рюмочкой водочки с кусочком сальца мирно предавались игре


Тот самый, 12-ый стул, в котором были спрятаны сокровища

Мы с Осей

Вулиця Дерибасiвська

Оперный театр

Указатель расстояний

Колоннада

Тёщин мост

Архитектура

Памятник Екатерине

Конечно же, гуляя по Дерибасовской, не могли не зайти в кабачок Гамбринус, воспетый Куприным, куда регулярно заглядывали моряки со всего мира

Правда сейчас рядовой моряк едва ли смог бы себе позволить трапезу в этом кабачке, ценник там не очень гуманный,

зато сервис и обстановка вполне ему соответствуют

Отведав кулинарных изысков, а это были именно они, а не просто еда, и, приобретя фирменного пива «Гамбринус» на розлив на вечер, отправились к месту проживания.

Решили заключительный вечер в Одессе провести на площадке шоу у сцены.

Конкурсы сменяли друг друга и чередовались живой музыкой. Конкурс на самый красивый и громкий выхлоп, финал: как ни странно, Р1 против ХД. Победил конечно же ХД, который к тому же был еще и из Чехии.

Победитель конкурса на самый лучший кастом

Картина маслом

Перед отправкой ко сну сделала несколько прощальных ночных фото Дома Павловых

Мы с Мишей (переехала к нему в номер, т.к. мои друзья-сожители днем уехали домой — в Москву) отправились спать ок. 23.30, попрощавшись со всеми товарищами. Подъем был намечен на 5 утра по Москве.

27 сентября, воскресенье. Вещи собраны и упакованы, номер сдан, 6 утра по Москве старт домой: Миша в сторону Москвы, я – в сторону Ростова, до новых встреч!
Дорога домой всегда короче, чем из дома. Признаться честно, по дому я уже соскучилась. Домой ехала посуху: Одесса- Николаев-Херсон-Новая Каховка-Мелитополь-Мариуполь-Таганрог-Ростов-Новочеркасск, всего ок. 850 км. Пару раз блудила, но не сильно. Очень жалею, что в Новой Каховке не заехала по указателю в винные погреба какого-то князя или графа и не остановилась фотографировать металлургический комбинат «Азовсталь» в Мариуполе — фантастическое зрелище! Все время  экономила….
Дважды останавливали менты, оба раза — чтобы узнать все ли у меня в порядке, документы не спрашивали. Вопреки печальным ожиданиям, таможню прошла всего за пол часа и в 19.30 уже была дома.
Вот и сказочке – конец, а кто слушал (читал) – МО-ЛО-ДЕЦ!
Спасибо всем, кто осилил и заценил! smile.gif

Спасибо всем, кто собирал меня в дорогу, отвечал на бесконечные глупые вопросы, готовил мотоцикл к поездке, кто ждал моего возвращения, писал смс-ки и всячески меня поддерживал в пути. Спасибо моим нечаянным попутчикам и сожителям за терпение, понимание, заботу, замечательную компанию и, как результат, отличное настроение!. Спасибо провожатым и всем, кто помогал в пути! По именам сложно всех перечесть, боюсь кого-то пропустить. Я вновь и вновь буду рада встрече со всеми!

PS. статистика:
— всего пройдено за 9 дней 3070 км
— потрачено денег ок. 15 тыр.
— посещены нас. пункты: Керчь, Судак, Ялта, Алупка, Бахчисарай, Херсон, Одесса, Измаил, Белгород-Днестровский.
— запечетлены исторические объекты: гора Митридад в Керчи, коньячный завод в Коктебеле, Генуэзская крепость в Судаке, Ласточкино гнездо и Воронцовский дворец в Алупке, гора Ай-Петри, пещерный город Эски-Кермен, Ханский дворец в Бахчисарае, Екатерининский храм в Херсоне (там захоронены останки князя Потемкина), в Одессе: памятник мсье Дюку, ул. Дерибасовская, Потемкинская лестница, кафе Гамбринус и много еще чего, жалкие остатки крепости и диарама взятия Измаила, берег Дуная в Измаиле, огромная, сохранившаяся целиком, турецкая крепость в Белгороде-Днестровском
— сделано 635 фотографий
— приобретено новых интереснейших знакомых: несколько десятков
— самый дальний гость на фесте — девушка Елена и Ямало-Ненецкого АО — 6 000 км — мот: Хонда СВ400 и итальянец на эндуре — 8 000 км
— самый молодой байкер — 13-летний юноша на двухтактном 80-кубовом спорте Хонда

Источник

One Response к записи “Lusien, осенний продубас, 2009”

  1. Temych:

    Поржавевшие якоря затонувших кораблей.

    На нижнем этаже храма открыт музей морских катастроф XX столетия, экспонаты для которого переданы из музеев военно-морских сил Украины и России. В память о погибших воздвигнута стену, на которой расположены якоря затонувших кораблей, таблички с их именами и памятные атрибуты.

Оставить комментарий

Вы должны быть залогинены чтобы оставить комментарий.