МаслоFAQ: когда менять моторное масло?!

Когда менять масло? Часть 1

Когда менять масло? Часть 2. Пятна

Когда менять масло? Часть 3. Точка

 

1.Когда нужно менять моторное масло?
Это зависит от многих факторов, включая определение самого понятия «надо»: смотря что надо. По итогам исследования, удалось выявить и установить два важных критерия — драматическое подение и фактическая утрата смазывающих свойств и видимый рост загрязненности продуктами горения (оксиления, нитрования) — копоти от сгорания бензина. В результате, у нас три главных фазы состояния масла в моторе — чистое/рабочее, сильно загрязненное сгоранием/рабочее и аварийное/нерабочее. Чистое — идеал для отличного состояния двигателя, загрязненное — рабочая норма, аварийное — гарантированная грязь в двигателе и неоптимальные режимы трения и износа. Вот до этого точно не стоит доводить свой мотор. Не сколько по износу (вам хватит), столько по грязи — вот тут уже точно будет скорый ремонт.

2.Как же определить оптимальный момент замены масла?
Этот момент стоит выявлять для конкретного мотора и условий эксплуатации. Все зависит от качества сгорания, состояния поршневых колец, расхода топлива, «доливов масла» и даже климата. Я усреднил максимум того, что мог усреднить в подобном испытании. Усреднение усредненного дало относительную привязку к пробегу-моточасам-объему сожженного топлива. Итоговый график есть в выводах статьи. У каждого из этих расчетов есть свои ограничения и поправки. Чем свободнее режим эксплуатации, тем лучше и дольше не будет последствий. Для городских условий (средняя скорость около 30 км/ч) я бы рекомендовал такие диапазоны:

Для средних скоростей 25-30 км/ч:
а)идеал — все в двигателе идеально чисто и практически нет износа — 5-7 тысяч километров пробега.
б)рабочий режим, с контролируемым старением масла и закономерной потерей рабочих свойств —  8-15 тысяч км.
в)аварийное старение, угроза выпадения осадка, повышенные режимы трения — свыше 15 тысяч км…

все это можно (при желании) перевести на моточасы и расход топлива, только это уже не столь принципиально.

3.У меня другой мотор, мало похожий на ваши, которые использовались в тестировании, мне подходят эти рекомендации?
У подавляющего количества автомобилей сохраняется пропорция 1 цилиндр=1 литр масла в картере, тоже самое и с расходом топлива — V8 будет есть раза в два больше, чем рядная четверка. Так что рекомендации довольно универсальны, тем более, я даю диапазон. Если у вас объем масла меньше нормы, или расход топлива неоптимальный (гонки, прогревы, стоянки по 10 часов с просмотром телевизора)  — берите нижний предел, если наоборот — трасса и экономичный режим вождения — берите верхний.

4.Может лучше сразу перевести рекомендации в моточасы, объем сожженного топлива и прочие «правильные» и более точные режимы подсчета?
Моточасы неудобно считать, они более подходят для работы генераторов с постоянным узким диапазоном оборотов. Сожженое топливо так или иначе привязано к пробегу (немаловажна и полнота его сгорания). У всех способов есть свои поправки на точность. В случае реально прогнозируемой средней скорости (город) в 25/30 км/ч, проще ориентироваться на километры, они указаны выше.

5.Какой смысл покупать «чистое» масло, когда даже самые лучшие масла из теста все равно после пробега выглядят так ужасно?!
Покупая «проблемные» масла, вы вообще лишены «идеального» режима эксплуатации, он сразу же становится «рабочим». В каждом литре масла содержится 4-6 г сухой массы присадок — этого вполне достаточно, чтобы запачкать важные места в ЦПГ. Например, поршневые канавки и маслодренаж. Там и пары грамм достаточно было бы… Степень удержания присадок у таких масел тоже разная. Меняя самые «грязные» из них с самыми малыми интервалами, двигатель все равно можно испачкать. Самые чистые из грязных, на малых интервалах замены могут быть относительно безвредны. Ну и так далее по этой логике: чем чище старт, тем лучше финиш. Бобслей.

6.А есть какие-то иные средства контроля правильности выбора — вы же не предлагаете мне брать и делать все тоже самое, что в статье.
Есть какие-то сомнения — просто снижаете интервал первой замены на 20% меньше планируемого. При замене масла, внимательно изучаете фильтр — он должен быть просто идеально чистым, просто «мокрым». Если он «лаковый», забитый, с нефтяными сгустками, мятыми гофрами и так далее — что-то идет (или уже до вас было) не так. Если фильтр в жестяном корпусе — режем и все равно на него смотрим.

7.Ну а капельная проба — вот же способ простого контроля!
Безусловно. Постарался подробно разобрать этот вопрос. Предлагаемая мной шкала работает по принципу «два и умножить на два» — вам нужно не более, чем первые два состояния. Даже третьего уже не стоит достигать, не говоря уже о четвертом и пятом. Поэтому, определите для себя зону перехода масла из «рабочего» в состояние «замена», делая пробу каждые 500 км. Умножьте это значение на два. Вот он ваш оптимальный интервал, с достаточной точностью. Если вы хотите идеальный мотор — меняйте сразу же и на этой границе. Я использовал простую офисную бумагу, для других типов (фильтровальная, термо-, для фотопринтера и так далее — будут свои критерии, но суть та же самая — в масле больше гари, масло темнее).

8.Зачем же вы рекомендуете лабораторные испытания и прочее, они же ничего не показывают.
Всегда лучше располагать максимальными возможностями, а использовать (и искать) самые выгодные, чем усиленно занимаюсь. Лаборатория показывает нагрузку на масло по динамике снижения ключевых величин, кроме того, она показывает реальные и абсолютные цифры браковочных значений. Большинству же любителей достаточно просто определить тенденцию, если не преследуются исследовательские цели. У меня — преследуются. Дальнешнее изучение таких критериев как pH, TAN, окисление и нитрование, как следствие насыщения продуктами горения, мной тоже запланировано. И это как раз-таки, может быть любопытной альтернативной методикой. Только я еще разок напомню — сейчас таких критериев или вообще нет, или они абсурдны и ничего не объясняют, а уж для бензиновых моторов их нету даже в проекте. Лабораторные нормы заканчиваются на TBN. Сейчас все это выглядит как измерение лазерной линейкой длины облака: очень все точно, методика современная, но не понятно, что именно и зачем. Критерии (если есть) установлены по принципу типа «в два раза больше, чем изначально» и так далее.

9.У меня дизель…
Для дизеля нужно проводить повторную работу, или же брать хотя бы часть выявленных критериев за ориентир. Это есть в планах. На данный момент, однако, можно утверждать, что при прочих равных, в пользу дизеля говорят: меньший объем сжигаемого топлива (аж на 30-40%), меньшая температура масла и мотора (температура — катализатор хим. реакций, после 70 градусов, каждые +10 — ускоряют реакции в 2 раза), больший удельный объем масла (обычно, до 30%!). Предположительно(!), учитывая ряд конструктивных выгод и целый ряд личных наблюдений, оптимальные интервалы для дизелей я бы спокойно удваивал. Сажа и цвет масла не должны пугать.

10.У меня ГБО…
ГБО обычно использует бензин только для прогрева. Сам же газ горит заметно(!) чище. В теории, идеальные условия эксплуатации делают моторное масло практически вечным.
Я получил от читателей около 100 проб с ГБО — тенденция совершенно однозначная. Все необходимые проверки можно сделать аналогично и самостоятельно. Это тоже в планах.

11.Я масло доливаю, что мне делать в таком случае?
С любыми «промежуточными» состояниями всегда сложно — смотря сколько вы доливаете. Есть те, у кого 1 л на 1000 км. И тоже вроде хотят проявлять заботу о моторе, меняя масло вовремя. Мой эксперимент не предусматривал долива (до 30000 км без долива и расхода масла), поэтому я изучаю именно то состояние двигателя и масла, которое реально существует в природе как эталон. Если же доливать масло, то можно предполагать улучшение его свойств. Теоретически, если доливать 1 литр на 1 км пробега, то масло всегда свежее и можно не менять. Но тогда теряется сама идея. Самая разумная рекомендация — если доливаете немного, то можно следовать указанным выше рекомендациям. Если много — то уже не так важно, там уже есть все проблемы, от которых вы ходите избавиться нормальной заменой масла и требуется делать ремонт. А правильная замена масла — не лекарство, это способ долго не делать ремонт.. Тоже самое адресую тем, кто имеет «встроенный» расход масла от конструкции ЦПГ, с завода. Если производитель умышленно провалил кольцо, или канавку, чтобы снизить нагрузку на алюсиловый блок — ничего не поделаешь, доливайте и меняйте, ну может быть чуть позднее, чем обычно.

12.Если пробеги очень малые, то имеет ли смысл менять масло по сезону? Раз в год.
Да, я считаю, что имеет. Масло — химия. Любая активированная (копотью и температурой) химия от застоя деградирует. На неудачных маслах, двигатели за 2-3 года простоя теряют компрессию до нуля. Это проверено лично. На удачных не проверял. Последствия таких «застоенных» проблем могут быть гораздо дороже, чем замена масла.

13.Но многие производители обещают успешную работу масла в течение 40000 км пробега или 1000 моточасов. Верить?!
Ну вот посмотрите на результаты по моему маслу — 30 тысяч и 1000 моточасов, для начала. И опять же — как считать эти пробеги и часы? Если со скоростью 150 км/ч по трассе совершить кругосветное путешествие, то это около 250 моточасов в идеальном режиме. Никаких проблем, думаю. Ну или 1000 часов в таком же режиме проехать. Или же, если масло залито в дизель грузовика и там такого масла аж 60 литров, то тоже не будет проблем. Ну и так далее — все зависит от условий. Если же речь не о рекламных формулировках и реальной эксплуатации, то пока это крайне сомнительно, так как дело, обращаю внимание, не в самом масле, а в насыщени его отходами от сгорания смеси. У нас в период с 2000-х по 2015 почти все производители машин и масел вдруг «изобрели» такие волшебные масла, с 30.000 км и уж не знаю там сколько часов, но точно немало. А сейчас выяснилось, что ничего не изобрели, а дело было только в удержании продуктов горения в объеме масла. Но вот это они как раз и сейчас не особо знают и тогда уж точно не знали — почти сотня лет истории смазочных материалов прошла бестолку. Но они точно знали, что ничего не изобретали. Судя же по полной катастрофе с состояниями всех моторов за этот период, у современных масел и баз с удержанием грязи все очень и очень плохо. С другой стороны, может быть(!), когда нибудь(!) появится реально супер-стабильная база и можно будет ее пачкать сколько угодно долго, она будет темнеть, увеличивать вязкость, но сам мотор будет оставлять чистым. Стало очень густым — пора менять. Эдакое масло-губка. А пока же масла начинают сбрасывать с себя мусор прямо в мотор. Еще раз повторю — исследование показало, что дело не в масле(!), дело в том, что за 30000 км пробега я сжег 6 тонн бензина, частью продуктов сгорания которых насыщались бедные 8 литров масла. Маслу хватило этой копоти, чтобы начать ее выплевывать из себя… Все естественно.

14.Можно просто смотреть на цвет масла и сделать выводы о состоянии? Например — масло потемнело — менять.
Очень приблизительно! И нужно накопить немалый опыт. По-моему, заметно проще делать капельную пробу. И информативнее. Почти все масла после 2-3 тысяч начинают темнеть.

15.Мне нужен реальный максимум от мотора, есть ли разница между временем замены, если масло еще все еще рабочее? Рекорды хочу ставить.
Думаю, что да. Если эксплуатация реальный экстрим, то есть смысл в замене каждые 5-7 тысяч. А все остальные гипер-экстримы и прочие гонщики, будут менять масло после окончания заезда, или когда сами захотят. Если же у вас просто стрит-рейсинг раз в сезон, то тогда не думаю, что это заметно на чем-то скажется.

16.Масло темнеет, значит моет?!
Эпический вопрос, конечно, особенно, если вы задаете его после прочтения статей выше. Давайте так: а ЧТО моет? Там было что-то грязное? Откуда?! Есть какой-то механизм формирования грязи на металле от трения? Бронзовым скульптурам постоянно трут носы, они потому и блестят вообще-то, в отличие от тех мест, где не трут. В рекламных брошюрах написано что «темнеет, значит моет», это еще одно 100% свидетельство того факта, что масляный рекламщик не понимает даже, в чем заключается механизм старения масла. Темнеет — значит насыщается продуктами горения. Именно такие специалисты и создают инновационные масла «Long-life», а через 15 лет они снова вдруг становятся «обычными маслами» с тем же названием. Масло темнеет от того, что пропиталось грязью из мотора. И тут вариантов немного. Первый вариант — она там была от старого масла. Второй вариант — масло темнеет постепенно, от насыщения продуктами горения топлива. У дизелей — сажей. У ГБО (газ горит заметно чище!) — масло темнеет заметно медленее. Это ответ.

Пока все, но напомню: каждый частный и нестандартный случай требует персонального изучения. Жигули с неотрегулированным карбюратором и 3,25 л масла в картере и V8 битурбо с 9 л — частные случаи, которые вполне могут потребовать одинаковых интервалов замены. Тут вообще большой вопрос, кто хуже. Основные направления поиска сформулированы в трех статьях цикла, включая финальную.

Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть залогинены чтобы оставить комментарий.