Инжектор Harley

Harley_DavidsonВне зависимости от того, оснащен ваш двигатель инжектором или карбюратором, принцип работы остается тем же, и получение большей мощности достигается за счет прохождения большего количества смеси через мотор. Система впуска начинается с воздушного фильтра и заканчивается впускным клапаном. Между ними находится сам инжектор (throttle body (TB)) и различные датчики. В совокупности это называется впускным трактом.

Двигатели с EFI
В 1995 году инжектор был представлен как опция. С 2006 года все модели оснащались инжекторным впрыском. Использовались системы Magneti-Marelli и Delphi EFI, работали они несколько по-разному, но состояли из примерно одинакового набора компонентов. Magneti-Marelli использовали систему «Alpha-N» (управление в зависимости от положения ручки газа). Magneti-Marelli ставили с 1995 по 2001, а с 2001 по наши дни — Delphi. Естественно, в течение лет вносились изменения: первый Delphi ECM назывался “EFI-2”, с 2002 года добавилась модификация для VRSC, т.о. до 2005 года было 2 версии ECM. С 2005 модельного года модуль получил название “VooDoo” ECM и стал более мощным по производительности процессора и памяти, однако версия для sportster была менее мощной (в целях удешевления производства). Такой модуль нельзя было использовать на Big Twin. С 2006 года часть моделей харли стали выпускаться с лямбда-зондами, соответственно, ECM получил новую прошивку и проводку. С 2007 модельного года все мотоциклы оснащаются лябмда-зондами в выпускных патрубках (т.н. closed loop). Для 2008 модельного года ECM получил название “FreeBird” и он работал с мотоциклами, имеющими управление газом по проводам (“Drive By Wire” (DBW)). FreeBird ставился на туринги 2008-2009.

По сути, инжектор — система приготовления топливно-воздушной смеси, управляемая электроникой. Карбюратор готовит смесь механически при помощи жиклеров и тюнинг заключается в их замене и подстройке при помощи довольно простых механических регуляторов (болты качества и количества). ecmИнжектор же управляется электронным модулем ECM (Electronic Control Module) , который определяет количество топлива, подаваемого в тракт в определенный момент времени. В результате, при изменении каких-то компонентов мотора и впуска-выпуска, требуется перенастройка ECM. В карбюратор топливо поступает под действием силы тяжести и разрежения, создаваемого в тракте, а к электро-маханическим форсункам инжектора, расположенным в манифолде, топливо подается при помощи насоса, проходя фильтр и регулятор, для соблюдения определенного количества и давления. Управление воздушным потоком — задача заслонки на внешнем конце тракта. Т.о. поток воздуха регулируется в зависимости от положения ручки газа, а поступление топлива — длительностью открытия форсунок.
На карбюраторном моторе для увеличения потока воздуха устанавливают карбюратор с большим диаметром диффузора и большим, нежели стоковый, манифолдом. Аналогично на инжекторном — нужен throttle body большего диаметра. Т.е. при замене воздушного фильтра, выхлопа или увеличении объема мотора потребуется перенастройка или замена инжектора.
Сама перенастройка заключается в замене топливной карты — т.е. параметров зажигания и подачи топлива при разных режимах работы двигателя.
Обычно это делают на дино-стенде, но можно и воспользоваться методом проб и ошибок. Для упрощения процедуры в линейке продуктов Screamin’ Eagle и афтермаркет компаний есть готовые модули для разных вариантов.
Рекомендуется менять не отдельные компоненты по очереди, а подобрать и разово заменить набор запчастей, иначе, в течение работы вы столкнетесь с «бутылочным горлышком».

Диаметр стокового диффузора Delphi около 46мм, высокопроизводительные аналоги начинаются от 48 мм. Поскольку управление топливом — задача форсунок и не зависит от размера «дырки», этот компонент не оказывает такого же большого влияния, как в карбюраторах. В общем и целом, для мало модифицированных моторов рекомендуется throttle body диаметром 48мм, для объема 88-95″ — 50мм, 103-113″ — 54мм, для 113 и больше — от 54мм.

Установка инжектора с большей пропускной способностью не гарантирует увеличение мощности, т.к. большее влияние может оказать давление, под которым подается бензин. Неправильный тюнинг может привести к проблемам и падению показателей, к тому же есть и более дешевые способы достижения той же цели.

Существует три варианта тюнинга инжектора:

Топливные карты
Загружается в стоковый модуль ECM для оптимизации смеси и настроек зажигания. Harley зовет свои карты «ECM calibration», имеется несколько вариантов для наборов Screaming Eagle. Сначала вы платите дилеру за саму карту, а потом за установку в ECM.
Такой способ самый простой и бюджетный.

PowerMod_fuelMap ECU3bar3dignmap

Дополнительные модули
Модули подключаются после ECM и изменяют подаваемые им сигналы до поступления к форсункам. Модули регулируют обороты в минуту (но не меняют верхний предел) и настройки смеси. На некоторых это делается при помощи отвертки, на других же требуется вводить числа. Плюсом таких устройств является низкая стоимость, но диапазоны регулировок невелики.

Twin_Tuner_Blue

Программируемые модули
Как только объем двигателя переваливает за 100 дюймов или он серьезно модифицирован, доп. модули не справляются. В игру вступают перепрограммируемые устройства, которые позволяют практически неограниченно менять топливные карты. Как пример — Harley Davidson SE Race Tuner или Dynojet’s Power Commander.

Power Commander тоже включается в цепь между ECM и форсунками. Изменение настроек смеси, зажигания и значений об/мин возможно отдельно для каждого из цилиндров.

DYNJET_usbpwrcommndr3
Harley Davidson SE Race Tuner позволяет напрямую программировать ECM при помощи ПК. Регулируется не только зажигание, смесь и обороты, но и верхний предел об/мин. В принципе, Power Commander и SE Race Tuner аналогичны. Цены примерно одинаковы — по 330$.

SE_street_perfomance_01

SE_street_perfomance_02

Aftermarket EFI
Несколько компаний-производителей тюнинга делают отдельные компоненты и целые наборы, со своими собственными ECM и программным обеспечением.

Zippers ThunderMax, 54 или 60 мм

Zippers ThunderMax, 54 или 60 мм

Справа - стоковый throttle body, слева - aftermarket

Справа — стоковый throttle body, слева — aftermarket

RSR Closed-Loop Electronic Fuel Injection

RSR Closed-Loop Electronic Fuel Injection

Итог
Вне зависимости от того, стоит ли у вас карбюратор или инжектор, физические законы остаются теми же. Различаются лишь пути увеличения мощности. Везде есть свои особенности, например модели Dyna 06 года и все мотоциклы 07 модельного года и далее требуют наличия лямбда-зондов в выхлопе. Убедитесь что новые трубы имеют порты для них. Некоторые TwinCam 06 года сильно греются, что может потребовать установки масляного радиатора.
Не забывайте о главном отличии — в инжекторе за топливо отвечают форсунки, throttle body регулирует только воздушный поток, а в карбюраторе эти параметры связаны.

Занижение оборотов ХХ

Не секрет, что ХД славятся своим звуком potato-potato. Владельцы инжекторных моделей лишены этого, поскольку обороты жестко установлены 1000 +/- 50. Основные доводы против — проблемы с масляным давлением и зарядом батареи.

Один владелец провел испытание, при помощи ПО Smart Tuning проверил заряд батареи на 802 RPM и 2481 RPM. Мотоцикл —  2008 FXDF (TwinCam 96). Результаты ниже.

Показание тестера на клеммах аккумулятора дают 13.1В, т.е. при 800 об/мин работы генератора и реле регулятора хватает на все приборы, фару и заряд батареи. Т.о. занижение ХХ в разумных пределах не сказывается отрицательно на работе электросистемы. К тому же, на инжекторных моторах установлен генератор на 45А.

Касательно проблем с маслом — новые моторы идут с роликовыми подшипниками коленвала и двигатель может спокойно проехать 800 миль при давлении всего 1 фунт (psi).

Скорей всего, повышенные ХХ связаны с необходимостью более полно дожигать смесь из-за экологических нормативов, что влечет большую рабочую температуру мотора, особенно в пробках.

C 09 модельного года (не для всех моделей) была введена новая опция —  EITMS (Engine Idle Temperature Management. System). При закрытой ручке газа и достижении определенной температуры ECM отключает свечу и подачу топлива в задний цилиндр. Ниже тепловые снимки мотора.

Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть залогинены чтобы оставить комментарий.