История Harley-Davidson WLA

DSC06145-Cropped-120070-я годовщина высадки союзников в Нормандии это хороший повод поговорить о популярном классическом мотоцикле Второй мировой, HD WLA, широко использовавшимся как армией США, так и множеством других стран по антигитлеровской коалиции. Возносимый ныне производителем и энтузиастами как главный вклад мотоциклетной индустрии Штатов в общую победу, сам WLA редко можно было встретить на родине в послевоенные годы, но позже, благодаря реимпорту из Европы, мотоцикл испытал настоящий ренессанс. Занятно, что несмотря на популярность мотоцикла, представление о боевом пути WLA и опыте его реального применения по большому счету отсутствует. Эта краткая статья попытается заполнить пробел, представляя собой обобщение информации, которая позже выйдет в виде отдельной книги Liberator: Harley-Davidson WLA во время Второй мировой.

1929-BrochureWLA, что по принятой в HD системе именования, означало WL-серию, армейскую модель, был милитаризованной версией HD Forty-Five, среднекубатурного (45ci/750cc) мотоцикла, увидевшего свет в 1929 году. Forty-Five был типичным американским мотоциклом своей эпохи, с нижнеклапанным двигателем, подвеской типа спрингер без гидравлических демпферов спереди и хардтейлом сзади. Это была бюджетная модель HD, меньше и медленней 74 ci ‘биг твинов’ того времени, сохранившая нижнеклапанную схему даже после введения 61ci Knucklehead в 1936. Замкнутая система смазки, в 1937 году заменившая смазку ‘на прогар’, заметно улучшила ситуацию с охлаждением и надежностью. С 1939 года на некоторые модификации стали ставить алюминиевую головку цилиндров, что тоже сильно помогало с охлаждением. В общем, к началу Второй мировой семейство WL было уже зрелым и надежным продуктом, находившимся в производстве порядка десяти лет.

1932ServiBrochurePage1Семейство HD Forty-Five было детищем Великой депрессии, в тяжелые времена весьма востребованное как дешевое и утилитарное средство передвижения. Долгожитель семейства, трехколесная модель Servi-Car, была в продаже с 1932 аж по 1974 год. Изначально предлагавшаяся автосервисам, чтобы доставить механика на место и затем быть отбуксированной за автомобилем назад на сервис, также широко использовалась для курьерской доставки и розничной торговли. Известна одна фотография, на которой будущий знаменитый военный мотоцикл используется в качестве передвижного киоска с мороженым.SNLG523

Непосредственно WLA появился на свет, когда в 1939 году армия США разместила заказ на специальный мотоцикл, который лучше бы подходил для военного использования по сравнению со стандартными гражданскими моделями, которые ВС приобретали в двадцатые и тридцатые годы. Прототипы WLA, с увеличенным дорожным просветом, защитой картера, движком с алюминиевыми головками, пониженной до 5,0:1 компрессией и усиленным воздушным фильтром соперничали с мотоциклами Indian и Delco (подразделение GM). Последние предложили копию BMW с оппозитным мотором, карданным приводом и гидравлической телескопической вилкой. Армии очень нравился оппозит, стойкий к грязи карданный привод и комфортная подвеска, так что и HD и Indian пришлось подготовить экспериментальные модели с этими доработками. Harley приобрел BMW R71 и предложил свою Model XA на базе него, а Indian вышел с занятным Model 841 с поперечным 90-градусным V-твином.

DSC01324-croppedТем временем, в распоряжении армии появилось новое транспортное средство, во многом заменившее мотоцикл. Появился Willys. Полноприводный, массой около тонны и грузоподъемностью в четверть тонны, автомобиль почти во всех армейских задачах превосходил мотоцикл, поэтому ВС существенно сократили план по закупкам мотоциклов в целом, отбросили экспериментальные Model XA и Model 841, и отдали предпочтение WLA: готовой к массовому производству и проверенной годами конструкции. В результате, с 1940 по 1945, армия США приобрела 23 403 WLA, сделав его самым массовым мотоциклом ВС. Количественное соотношение WLA к другим моделям было примерно 4 к 1: кроме WLA в американской армии служили порядка 1 000 BigTwin HD и 5 500 Indian разных моделей. Ну и для сравнения, Ford и Willys поставили в армию порядка 640 000 джипов за период 1941-1945.

BSA-M20WLA существенно отличался от британских мотоциклов, которые использовались Соединенным королевством, Канадой, Австралией, Новой Зеландией и другими странами-союзниками. Типичный британский мотоцикл был с одноцилиндровым 350-500сс двигателем, массой порядка 180кг, существенно легче 750-кубового и 240-килограммового WLA. У бритов за счет меньшего веса и 4-х ступенчатой КПП с ножным переключением были лучше маневренные и скоростные характеристики. Трехступенчатый с ручным переключением WLA был медленней, но гораздо лучше подходил для перевозки бойца в полной экипировке и был в целом сильно комфортнее, что бойцам конечно нравилось.

BMW-R75s-Hermann-Goering-Panzer-DivisionЕще меньше WLA был похож на немецкие мотоциклы. Германская армия очень активно использовала мотоциклы во всех армейских структурах. После неудачного опыта с разными моделями гражданской техники и во время стремительного перевооружения в 30х годах, Вермахт заказал у BMW и Zundapp специально разработанные для военных нужд мотоциклы, способные нести трех полностью экипированных бойцов в условиях бездорожья. Появившиеся в результате BMW R75 и Zundapp KS750 были образцами инженерного искусства и оснащались доселе невиданными на мотоциклах новшествами: 4х ступенчатая кпп с задним ходом и повышающим\понижающим рядом, коляску с приводом и блокировкой дифференциала, гидравлические тормоза с усилителем на всех трех колесах, необходимые для осаживания 420кг монстра. Массовое производство началось в 1941. Также, у Вермахта был свой джип на базе VW Kubelwagen, который был проще и дешевле в производстве. Всего было произведено 18 000 мотоциклов и 50 450 джипов, что до цифр Штатов конечно сильно не дотягивает.

1930-61st-Coast-ArtilleryВ общем, WLA не мог сравниться с маневренностью бритов и проходимостью немцев, но при этом прекрасно подходил для нужд американской армии. В штатах использование мотоциклов началось еще во времена Первой мировой, продолжилось в операции против Панчо Вилья в 1916 году, и далее в 20 и 30-х годах было приобретено порядка 20 000 HD и Indian, которые использовались егерями, военной полицией и много где еще. На фотке мотоциклы возглавляют артиллерийский конвой в Ричмонде, Вирджиния в 1930 году.

DSC06158-Cropped-1200Армия серьезно рассчитывала использовать мотоциклы для разведки, но отказалась от идеи по результатам испытаний 40-41гг, по причине того что мотоциклы оказались весьма уязвимы и плохо приспособлены к бездорожью, особенно зимой. К моменту вступления Штатов во Вторую мировую, в основном джипы и бронетехника использовались для армейской разведки.

DSC06153-Cropped-1200Фотографии с полигонных тестов мотоциклов оказались очень зрелищными, поэтому по сей день они используются для иллюстрации применения WLA во время войны. Забавно, что на самом деле эти фотографии не имеют ничего общего с реальным использованием мотоцикла в армии. Конечно же, на самом деле WLA не летали по холмам с Томми-ганом в кофре и капитаном Америка за рулем. Чаще всего, мотоциклы можно было встретить в арьергарде, с обычными карабинами М1.

2nd-AD-M10-1200Находясь в тени джипов и других транспортных средств, WLA практически перестали использоваться боевыми частями к середине войны. В 1943 году, армия исключила мотоциклы из штата техники мотострелковых, бронетанковых и пехотных соединений. В 1944 от мотоциклов отказались морпехи. Но тем не менее, много мотоциклов продолжало широко использоваться до конца войны.281st-MP-Co-at-Colosseum-1200

Например, не смотря на то, что многие подразделения военной полиции тоже отказались от использования мотоциклов с 1943 года, по документам и свидетельствам понятно, что на самом деле мотоциклов у них было даже больше, чем разрешено. Неудивительно, особенно если тебе нужно мало амуниции и быстро пробираться по пробкам. На фотке из Рима 1944 года видно подразделение военной полиции, у которых по документам было только 6 мотоциклов в 1942, которые они должны были заменить на джипы после 1943.

Vance-Cropped-1200Всевозможные посыльные и егеря также продолжали массово пользоваться мотоциклами даже после официального от них отказа, так как на двух колесах было удобнее. Эта часто используемая в прессе фотография рядового Роберта Вэнса, сделанная в июле 1944. Редко упоминается, что парень прямо перед фотографированием угодил под артобстрел и 45 минут отсиживался в какой-то канаве. Так что это скорее всего он не позирует в стиле драматичного мальборо-мэн, а просто устал и не слишком рад фотографу.

Airborne-before-D-Day-1200Единственное официальное исключение в политике по отказу от мотоциклов было сделано для десантников, так как джип десантировать было затруднительно, а вот двухколесная техника для десантных планеров подходила отлично. Правда WLA они не использовали. Сначала на вооружении были велосипеды, потом использовались мопеды Cushman и мотоциклы Simplex Cervicycle.

COL-Darby-1200У некоторых WLA была особенная судьба, связанная с их владельцами. Полковник Уильям О. Дарби, будущий основатель корпуса рейнджеров, гонял на нем в атаку в Алжире в 1942. Еще один WLA вместе с владельцем, рядовым Джеймсом Кэрролом, стал национальным героем-освободителем в Бельгии.

WLA2DBПрименение WLA в армии США это лишь часть истории. Всего HD за время войны произвели 57 565 мотоциклов WLA, из них почти 60% было поставлено союзникам по ленд-лизу и другим соглашениям о военной помощи. Австралия получила 4 200 мотоциклов, Франция 589, Бразилия 430, Китай 1 000. Канада получила 18 020 мотоциклов модификации WLC с ножным переключением и ручным сцеплением, как того требовала Канадская армия. Британия получила небольшое количество WLC и более 8 000 Indian, малую часть из 425 000 военных мотоциклов, так или иначе приобретенных Британией во время войны. Южная Африка заказала и купила напрямую у HD 2 350 WLA с обычной железной головкой цилиндров.

harley-davidson-wla-42_4-UnitНо самым большим пользователем WLA был СССР, получивший 27 100 мотоциклов за время войны. Советский союз получал мотоциклы в рамках ленд-лиза, по которому, среди прочего, было получено еще и 14 000 самолетов, 6 000 танков, 44 000 джипов, 360 000 грузовиков и т.д. WLA комплектовали целые мотоциклетные батальоны, которые в свою очередь использовались для разведки в бронетанковых и моторизованных частях. Было по крайней мере 50 мотоциклетных батальонов по 600 человек в каждом.

Перед войной СССР разработал собственный военный мотоцикл, М72 на базе BMW R71, который также послужил исходником экспериментальной модели HD Model XA. М72 был с коляской и рассчитан на трех бойцов. Производство пришлось переносить за Урал из-за угрозы наступления фашистов, поэтому во время войны произведено всего 9 799 мотоциклов. Завод в последствии стал ИМЗ и поныне выпускает Уралы. Так что WLA с коляской советского производства и пассажирским сиденьем был основным мотоциклом Красной армии, а кроме того было еще порядка 5 100 Indian и небольшое количество британских BSA и Velocette. В СССР WLA ценился за надежность, грузоподъемность, комфортабельность и терпимость к низкосортному бензину.

WAL-with-SU-57-1Мотоциклетные батальоны к концу 1943 года эволюционировали в могучие мотострелковые подразделения. Сначала они оснащались только легким пехотным вооружением и мотоциклами, а к ноябрю 1943 обычно уже включали в себя 10 танков, 40 мотоциклов с автоматчиками, 10 бронетранспортеров, противотанковую батарею и минометный взвод. Все это было аналогично тому, как мотоциклы применялись и в американской армии, в подразделениях механизированной кавалерии. Такие мотострелковые подразделения шли впереди основных танковых частей, прорывались в тыл противника, занимали стратегические объекты и дошли до самого Берлина. После завершения войны, СССР отказался от WLA, заменив их на М72.

В армии США небольшое количество WLA осталось в военной полиции, на фотографии патруль в Берлине в конце мая 1945.

harley-davidson-wla-42_5-ReviewПочти все WLA, которые Штаты отправили в Европу, после войны были списаны. Как и большое количество техники, включая самолеты и транспорт, иногда изношенное, а иногда совсем новое, просто уничтожалось. Тем не менее, много мотоциклов было растащено и, таким образом, спасено гражданскими, так как в послевоенной Европе люди очень нуждалась в дешевом транспорте. В Штатах мотоциклы начали списывать еще до конца войны и многие из них также оказались в Европе. Большая партия канадских WLC и немного WLA были централизованно отремонтированы и нашли свое применение в Греции.

CPL-Chad-Conway-and-CPL-Doubfit-Berlin-Germany-May-1945-82nd-MP-PlatoonЭто привело к тому, что после войны WLA в Европе был распространен сильнее, чем у себя на родине. Те WLA, что остались в Штатах, были как правило сильно изношены и годились на выброс или как заготовка для тюнинга, и в общем-то не особо ценились. В Европе напротив, со временем появились ценители и реставраторы WLA, создав своего рода культ мотоцикла-освободителя ‘Liberator’.

Mourmelon-DumpВ настоящее время WLA поступают в Штаты в основном из России и стран постсоветского пространства, так как по ленд-лизу было поставлено порядка 27 000 мотоциклов. Например, в начале 1990х был найден целый склад WLA советского образца с пассажирским сиденьем. Сейчас такие WLA это главный источник реставрационных проектов в Штатах, большинство из которых конечно переделывают в комплектацию американской армии, с неизменным деревянным Томми-ганом в оружейном кофре.

WLAHeavenWLA несомненно сыграл важную роль во Второй мировой, и реставрированные экземпляры неизменно и заслуженно привлекают внимание на выставках, шоу и мелькают в кино. Суть в том, что настоящая история WLA сложнее и интереснее, чем принято думать, и важно что это не только и не столько американская история, сколько международная, про воинов-мотоциклистов со всех континентов. Так что если вы увидите сверкающий выставочный WLA в американском обвесе и владельца, который утверждает что ‘спас’ его из России, вы можете себе представить настоящую историю этого мотоцикла, во время войны, и в мирное послевоенное время.FCRightSide

Источник на английском
Источник — перевод

Оставить комментарий

Вы должны быть залогинены чтобы оставить комментарий.