История Sportster

HD_XL-Sportster_1957_01_1280x1024HD-XL883-Sportster-1957Прародителем Sporster можно считать Model K. Именно на основе этого мотоцикла и был построен новый Sporty. Годом рождения Sporty считается 1957. Он был представлен как «Новый мотоцикл с современной силовой установкой». Верхнеклапанный двигатель V-twin объемом 55″ со степенью сжатия 7.5:1, 4 распредвалами. Диаметр цилиндра и ход поршня — 3.0″  и 3.81″. Модель получила название XL, наверное потому что букву X еще не использовали для гражданских мотоциклов. А двигатель получил  прозвище Ironhead — головы цилиндров были чугунными. Первые спорти стоили $1103 и в 1957 году было продано 1983 штуки.

HD-XL-Sportster-57

В1958 году была представлена модель XLH. Буква H говорила о втором шаге после базовой модели, хотя некоторые считают что это означает «High compression». Двигатель отличался большей степенью сжатия, большими клапанами, шестерни распредвалов стали едиными с распредвалами, перенесли подсос карбюратора на другую сторону, генератор получил 2 щетки.

1959 принес XLH двойной выхлоп, новую фару, счетчик пробега, нейлоновый натяжитель цепи. Он проезжал 1/4 мили за 14.5 сек на скорости ~90 миль/ч.

В 1960 появились новые амортизаторы.HD-XLH-1960В 1963 модели XLH и XLCH получили новые передаточные отношения 3 передачи — 1.323:1, ранее было 1.381. XLCH получил глушители shorty duals, ключ зажигания и улучшенную магнето/катушку. Четверть мили пролетала за 14.3 сек.

1964 — небольшие изменение во внешнем виде: новая раскраска бака, хромированная панелька на вилке.

HD-XLCH-19641965. XLH и XLCH стали 12 — вольтовыми, XLH получил автоматическое опережение зажигания, более качественный звуковой сигнал, новые амортизаторы и бак на 3.7 галлона.

HD-XLH-19651966. Сменились распредвалы, гоночные разработки дали впускные каналы и клапана jumbo. Двигатель выдавал уже 60 л/с. Карбюратор поменяли на Tillotson, он получил защиту от нагрева.

1967. Появился электростартер, новые амортизаторы.

1968. Новая вилка, убран кикстартер с XLH, новый вил крышки первичной передачи, появилась дополнительная опция — бак-фисташка.

1969. Впервые применили выхлоп с переходником, добавив 5 л/с. Теперь двигатель выдавал 58 лошадок. Новые литые головы цилиндров.

1970. Новая модель XR-750, гоночный вариант sporty. На XLCH поменяли зажигание.

1970_XR_7501971. Мокрое сцепление с одной пружиной

1972. Новый двигатель объемом 61″ или 1000сс, 61 л/с, степень сжатия 9:1, максимальная скорость 110+ миль/ч, 1/4 мили за 13.38 сек при скорости 97.7 миль/ч. Карбюратор теперь Bendix/Zenith, новый маслонасос, маслобак переместили ближе к цепи.Седло стало тоньше и с меньшим количеством набивки.

72hlXLH1973. С конвейера сошли первые харли AMF. Появились обязательные поворотники, новая вилка Kayaba 35мм, дисковые тормоза спереди.

1974. Появилась возвратная пружина для газа

1975. Вилка Showa 35мм.

1977. Новая рама спроектирована так, что можно снять маслонасос, не снимая двигатель с рамы. Появилась модификация XLT — XL Touring. Бак на 3.5 галлона, туринговый руль, кофры от FLH, ветровое стекло. На мотослете в Дайтоне был представлен XLCR с литыми алюминиевыми колесами, седлом-одиночкой, фиберглассовым «хвостом», черным двигателем с 68 л/с, степенью сжатия 9:1, разгонявшим мотоцикл до 110миль/ч. Выхлоп также был черным, имелось небольшое ветровое стекло, низкий руль, спереди было 2 тормозных диска. Топливный бак на 4 галлона.

77HDXLCR 1977_XLT 1977_XLT_2

1978. Опциональные литые колеса, 2 тормозных диска спереди, электронное зажигание, аккумулятор и маслобак спрятали глубже «внутрь» мотоцикла. Юбилейный XLH, посвященный 75-летию компании, отличался цветовым решением.

1979. Все модели получили раму и выхлоп от XLCR, выпуск XLT прекратился. Убрали кикстартер, зато дисковые тормоза появились и спереди и сзади. Это последний год выпуска XLCH, но представлена модель XLS: расширенная вилка, 16″ переднее колесо, драгбар на стойках 3.5″, спинка с кожаной «подушкой», седло из 2 половинок, подножки-выносы highway pegs.

xls_79

1980. 16″ колесо заменили 18″

1981. HD выкуплен обратно у AMF. Опционально появились спицованные или литые колеса, заднее колесо 16″ или 18″. У XLS : рогатый руль, бак на 3.3 галлона, опционально 2.2. У XLH более кототкая вилка и бак на 3.3 галлона опционально.

HD-XLH-19811982. Более легкая рама, перемещен маслобак, прокладки голов цилиндров более толстые, степень сжатия стала ниже — 8:1. Увеличен задний диск. На XLS перемещена батарея.

1983. XLH: высокий руль, бак на 3.3 галлона опционально, новое седло, выхлоп с меньшими ограничениями. Новая модель XLX-61: седло-одиночка, бак-фисташка, из приборов только спидометр, колеса с 9 спицами, генератор 156 Вт, два 10″ тормозных диска спереди. Также представлена модель XR-1000, базирующаяся на ходовой части XLX: алюминивые головы цилиндров с впускными каналами справа и выпускными — слева. Цилиндры  укоротили на полдюйма. Зажигание V-fire III, два карбюратора Dell’Orto 36мм. Колеса 9-спицевые. Мотор выдавал 71л/с при 5600 rpm, мотоцикл разгонялся до 125миль/ч. Бензобак на 2.5 галлона, маслобак на 2.5 кварты.

1984. Заменен генератор, XLH снова получил бак-фисташку, XR — улучшенные тормоза и оранжево-черную «гоночную» раскраску. XLH/X/S — один тормозной диск спереди большего размера.

1985. Производство обрезается в связи с ожиданием Evo-XL.

1986. Первый год производства Evo-XL в 2 вариантах 883сс и 1100сс. Рама от XLX, цилиндры и головы цилиндров алюминиевые, появились гидрокомпенсаторы клапанных зазоров, карбюратор Keihin 34мм, литые алюминиевые колеса, седло-одиночка, высота 30″, низкий руль, поворотники дублированы.

1987. 30 годовщина производства Sporty. Первый год производства Evo Hugger — вилка короче на 2″, более мягкое седло — 26.75″ (на 1.75″ ниже стандартного)

HD-XLH-1100-19871988. Новая вилка 39мм, вместо старых 35мм. Карбюратор Keihin CV40. первый год производства мотора 1200сс.

1989. Небывалое поднятие цены на 883 с $3995 до $3999 🙂 ну и перенесен крепеж подножки.

1990. Новый бумажный воздушный фильтр, карбюратор KeihinCV40 с ускорительным насосом.

1991. Коробка стала 5-ступенчатой, на 1200 и 883 deluxe появился ременной привод вместо цепного. Усовершенствованы гидрокомпенсаторы, переделана система маслотока в двигателе, вентиляция двигателя переместилась с картера в головы цилиндров, генератор переместился из-под сцепления к коленвалу, изменился дизайн крышки первичной передачи, новый крепеж подножек, шины K402 заменены на Dunlop k-291, поворотники стали самовыключающимися, маслофильтр стал единым со своим корпусом. Трубы толкателей теперь «одним куском».

1992. Пульты на руле теперь стандартные.

1993. Ременной привод на всех Sporty

1994. Переделан маслобак, Крышка сцепления теперь крупнее и крепится 4 болтами, вместо старой, которая была меньше и располагалась над центром сцепления. новаяя проводка: использованы водозащищенные коннекторы, новый электро-блок под седлом.

1995. На 1200 моделях появился больший бензобак на 3.25 галлона, бензокран стал вакуумным и замок зажигания перенесен на рулевую колонку, спидометр стал электрическим.

1996. Первый год производства моделей 1200 Custom и Sport.

HD-XL-1200S-19961997. На 883 моделях появился больший бензобак на 3.25 галлона

1998. Новое зажигание single fire. 1200Sport получил головы цилиндров с 2 свечами.

1999. Первый год производства 883С

2000. Первый год для закрытый подшипников колес и 4-поршневых тормозных суппортов. Маховики теперь спрессованы вместе для большей прочности.

2002. Первый год производства 883R. Представлены поворотники-«пули»

XL883R_10242003. Последний год производства моделей, у которых двигатель установлен в раму жестко. Новые зеркала. Особая раскраска к 100-летнему юбилею компании.

XL883_10242004. Двигатель крепится на сайлент-блоках для уменьшения вибраций. Картер стал другим — чтобы получить доступ к коробке передач, нужно располовинивать двигатель. Рама стала жесче (двигатель больше не является элементом силовой конструкции) и тяжелее. Правая половина картера крепится в раму на сайлент-блоках, левая же половина прикручивается к правой. На 20% увеличилась площадь ребер охлаждения, масло разбрызгивается прямо на донышки поршней, объем масла увеличен. Т.о. двигатель охлаждается лучше предшественника. Поршни стали легче. Из-за формы сайлент-блоков двигатель получил прозвище dogbone — собачья косточка (в зоомагазинах продаются резиновые кости для собак). Высота по седлу уменьшена на дюйм, маслобак стоит дальше под седлом, ширина задней шины теперь 150мм. Модели Custom получили баки-капельки на 4.5 галлона. Новая крышка воздушного фильтра. Тормозные суппорты, пульты и ручки руля теперь отличаются от остальных моделей харли.

Минусам rubber mounted XL можно назвать крепление выхлопа и амортизаторы. Поскольку двигатель «играет» на своей подвеске, т.е. двигается в раме , то и выхлоп должен двигаться вместе с ним. Весьма увесистая система крепления несколько неудобна, но она же является перемычкой между выхлопными трубами, добавляя выпускному тракту некоторые преимущества выхлопа 2-в-1. А инженера, который подобрал такие амортизаторы, стоило бы побить: они слишком жесткие на маленьких кочках (потому что требуется солидное усилие сжатия) и их легко пробивает на серьезных неровностях. Так что райдеру достается в обоих случаях. Кстати, тяжелому райдеру легче ездить на стоковых амортизаторах.

2005. Маятник и заднее колесо переделаны под новую ось 1″, последний год карбюраторных моделей.

HD-2005-XL1200C

2006. Все мотоциклы Harley теперь идут с инжектором. Карбюраторные модели более не выпускаются.

2007. Запущена новая модель — Nightster. Отличительные черты — обрезанное заднее крыло, резиновые «гармошки» на вилке, седло-одиночка, поворотники работают и как стопсигнал, площадка под номер сделана сбоку.

nightster_07 2007-Harley-Davidson-XL1200N-Nightsteri 2007-Harley-Davidson-XL1200N-Nightstere

2009. Представлена новая модель Sportster Iron. Двигатель 883, цветовое решение Dark Custom. Седло-одиночка, поворотники работают и как стопсигнал, заднее крыло укорочено. В связи с кризисом был сделан упор на более дешевые модели.

09_XL883N_R

2010. На радость любителям бобберов появилась модель  Sportster 48: главное отличие — «пузатый» перед — толстое переднее колесо 16″, зеркала обращены вниз, маленькое седло-одиночка, заниженные амортизаторы.

10_XL1200X_R-black

10_XL1200X_04

10_XL1200X_AF



Интересно также и изменение цены в течение лет:

1957 1958 1959 1960 1961 1962
XL $1,103 XL $1,155 XL $1,175

XLH $1,200

XLCH $1,285

XLH $1,225

XLCH $1,310

XLH $1,250

XLCH $1,335

XLH $1,250

XLCH $1,335


1963 1964 1966 1967 1968 1969
XLH $1,270

XLCH $1,355

XLH $1,295

XLCH $1,360

XLH $1,415

XLCH $1,411

XLH $1,650

XLCH $1,600

XLH $1,650

XLCH $1,600

XLH $1,765

XLCH $1,698


1972 1977 1978 1980 1983 1986
XLH $2,120 XLCR $3,623 XLH Anniv m del $3,127

XLCH $3,370

XLH $5,867 XLX-61 $3,995

XR-1000 $6,995

XLH 883 $3,995

XLH 1,100 $5,199


1990 1991 1992 1993 1995 1996
XLH 883 $4,250 XLH 883 $4,359

XLH 1,200 $6,245

XLH 883 $4,499

XLH 883 ‘Hugger’ $5,075

XLH 883 ‘Sportster Deluxe’ $5,559

XLH $6,400

XLH 883 $4,775

XLH 883 ‘Hugger’ $5,420

XLH 883 ‘Sportster Deluxe’ $5,820

XLH $6,800

XLH 883 $4,995

XLH 883 ‘Hugger’ $5,700

XLH 883 ‘Sportster Deluxe’ $6,120

XLH $7,200

XLH 883 $5,095

XLH 883 ‘Hugger’ $5,760

XLH 1,200 $7,360

XLH 1,200 ‘1200C Custom’ $7,910

XLH ‘1200S Sport’ $8,360

Источники:

http://motorcycleviews.com/harleydavidson/sportster.htm

http://www.sportster.org/history/index.shtml#1957

Оставить комментарий

Вы должны быть залогинены чтобы оставить комментарий.